Жалнин, Д. Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере / Д. Е. Жалнин // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.20-26.
тия благосостояния Мурманского края 26 января 1918 г. и поддержанный Народной коллегией Мурманского района1. В нем оживление Мурманс кого побережья и всего края связывалось с вопросами судостроения. Предлагалось открыть коммерческий завод («свободный от чиновничь ей организации, приносящей государству лишь убыток») напротив Анны- карги, немного ниже Мурманска по заливу. Причем наряду с выполнени ем военных заказов главная роль отводилась постройке малых рыболов ных судов, что позволило бы решить продовольственную проблему края. Строительство морских коммерческих судов в условиях послевоенного дефицита грузового тоннажа (в связи с этим в Англии было запрещено законом в течение 5 лет продавать за границу коммерческие суда) позво лило бы не только создать в России мощный торговый флот, но и сберечь Мурманский порт в качестве важнейшей внешнеторговой коммуникации. К сожалению, в Генеральном морском штабе идея комплексного ре шения проблем послевоенного развития Мурманского края была похо ронена узковедомственным подходом — эксперты морского ведомства не сочли нужным утруждать себя задачами, не связанными напрямую с вопросами военного характера. Другой причиной отказа стала конкурен ция Балтийского судостроительного завода, в то время изучавшего воз можность открытия своего филиала в Архангельске. В отзыве на доклад Блажеевского нашла отражение недальновидность чиновников от мор ского ведомства «МГШ полагает, что со временем, когда в районе Мур манского побережья будет создана оперативная база, там же может быть открыто и отделение казенного судостроительного завода, однако следу ет иметь в виду вряд ли такая база будет расположена именно в Кольском заливе»2. Одним из проявлений системности является нарушение равновесно го состояния системы при изменении одного из его элементов. Именно такие изменения стали причиной некоторых негативных тенденций, со провождавших процесс реформирования Вооруженных Сил в 90-х гг. XX в. В частности, сокращение ряда флотских структур не привело к их ожидаемому замещению структурами гражданскими. Игнорирование си стемного фактора привело к возникновению лакун в единой структуре, какую представляет собой Русский Север. Пример тому — военные гар низоны, некогда созданные на местах старых промысловых поселений. Их поспешная ликвидация не привела к восстановлению рыболовецких 1РГА ВМФ. - Ф. р-130,-On. 1. - Д. 36. -Л. 535-538. 2Там же. - Л. 533. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz