Жалнин, Д. Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере / Д. Е. Жалнин // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.20-26.
повлиявшее на структуру и численность флота, сопоставимо по времени с основными этапами развития края, в частности с изменением админи стративно-территориальной структуры. Первоначально местом временной стоянки кораблей Северной воен ной флотилии стал один из причалов Мурманского торгового порта. Это было вызвано неготовностью системы базирования. Возрождение ста рого Александровска, получившего новое имя — Полярный, было связа но со строительством здесь военно-морской базы, что в свою очередь стало основанием для перевода в 1934 г. центра Полярнинского района в Мурманск1. Одновременно в Полярный перешли корабли Северной во енной флотилии. 11 мая 1937 г. Северная военная флотилия была преобразована в Се верный флот, а в следующем году из состава Ленинградской области выделяется самостоятельная Мурманская область. Уместно отметить, что первые секретари Мурманского обкома партии неизменно являлись чле нами Военного Совета Северного флота. После окончания Второй мировой войны военно-морское присут ствие на Севере приобрело стратегический характер, но возрастающая степень кооперации структур делала взаимосвязи все более органичны ми и незаметными для большинства жителей Мурманска. Выявить устойчивые связи системы позволяет рассмотрение пере ходных периодов, во время которых процессы реструктурирования вле кут за собой появление многочисленных проблем, более отчетливо про являются особенности взаимодействия отдельных элементов системы, между которыми нарушается равновесие. Одним из таких периодов стало время окончания боевых действий на Северном морском театре в годы Первой мировой войны. С 17 декаб ря 1917 г. грузовые операции в северных русских портах были приоста новлены. Союзники выжидали, чем закончится объявленное 4 декабря перемирие между Россией и Германией2. В это время остро встал вопрос о дальнейшем существовании системы, всецело ориентированной на ре шение задач военного времени. Наиболее перспективными представлялись предложения, предус матривавшие комплексный путь преобразований. Примером тому служит проект корабельного инженера Кольской базы штабс-капитана B.C. Бла- жеевского, представленный им в комиссии по мероприятиям для подня 1Административно-территориальное деление Мурманской области ( 1920 1993 гг.): Спра вочник. - Мурманск, 1995. - С. 61. 2 ГАМО. - Ф. 134-И. - Оп. І . - Д . 2 3 .- Л . 262. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz