Жалнин, Д. Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере / Д. Е. Жалнин // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.20-26.

представителями Морского Генерального штаба, однако попытка сделать из Александровска «второй Гибралтар» не была осуществлена из сооб­ ражений ориентации на существующие условия1. Неудобства, связанные с соседством гражданских и военных структур в быстро растущем горо­ де, компенсировались решением проблемы недостаточной развитости военно-морского базирования. Провал Дарданелльской операции и разгром Сербии привели к сво­ рачиванию усилий союзников на Балканском театре военных действий. Для России это означало, что стратегическая линия на завоевание черно­ морских проливов окончательно уступала место идее выхода в Мировой океан через северные порты и, прежде всего, за счет освоения незамер­ зающего Мурманского берега. Другой особенностью, определившей преобладание военно-морско­ го фактора, стало объединение в ведении флотского командования функ­ ций охраны судоходства и руководство грузовыми операциями, непос­ редственное участие в которых (как и в строительстве будущего города) принимал личный состав Отдельной Кольской флотской роты2. Многие моряки «Аскольда» и «Чесмы» участвовали в строительстве Мурманска, работали на портовых кранах, радио- и электростанциях, а позже стали первыми представителями новой революционной власти. Приемниками нового города стали военные моряки — в церемонии его закладки участвовали морской министр адмирал И.К. Григорович и главноначальствующий г. Архангельском и Беломорским водным райо­ ном вице-адмирал А.П. Угрюмов. Современным названием город также обязан военным морякам (Романов-на-Мурмане стал именоваться Мур­ манском согласно приказу по морскому ведомству). Часто флотские структуры компенсировали отсутствие подобных городских учреждений. Например, единственная в городе церковь — От­ дельной Кольской флотской роты во имя Святого Николая — была от­ крыта всем прихожанам, а до этого церковные службы для горожан про­ исходили на военном транспорте «Ксения». Открытие первой мурман­ ской школы 28 ноября 1917 г. было отмечено приказом контр-адмирала К.Ф. Кетлинского1. Его же распоряжения определяли организацию всех работ по строительству на всей территории города4. Руководство всеми 1ГАМО. - Ф . 72-И. - Оп. 1 .- Д . 4 . - Л . 4 о б .- 9 . : Флот в первой мировой войне / Под ред. Н.Б. Павловича. - М., 1964. - Т. 1. - С. 627. 3 Г АМ О .-Ф . 134-И .-О п . І . - Д . 2 3 .- Л . 251. 4 Там же. - Л. 191—191 об. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz