Жалнин, Д. Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере / Д. Е. Жалнин // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.20-26.

саций людям, проживающим в условиях Крайнего Севера, и т. п. Таким образом, проблемы освоения края находились в зависимости от государ­ ственной заинтересованности, определявшейся соображениями более высокого порядка, чем разработка природных ресурсов, рентабельность которых зачастую вызывала сомнения. Такой «сверхзадачей» станови­ лись стратегические интересы. В результате, несмотря на понимание значения Кольского полуост­ рова, нашедшее отражение в многочисленных экспедициях морского ве­ домства для изучения условий базирования здесь военного флота и вни­ мания общественности, проявившееся в многочисленных проектах и дискуссионных статьях1, вопрос не решался до начала Первой мировой войны, изменившей традиционную балтийско-черноморскую ориентацию русской внешней торговли. Само возникновение города в Кольском заливе стало следствием со­ четания многих, зачастую случайных факторов. Решающими оказались не довоенные планы освоения Русского Севера, а изменения стратеги­ ческой обстановки на фронтах Первой мировой войны. В 1914— 1915 гг. Кольский залив служил местом зимней стоянки союзных транспортов, где военные грузы перегружались на ледокольные суда, способные дос­ тавлять их в Архангельск. Для их охраны начали формироваться силы обороны Кольского залива (первоначально состоявшие из кораблей со­ юзников). Спешное строительство железной дороги сделало необходимым ус­ тройство временного порта-дублера, через который основной грузопо­ ток в зимнее время должен был направляться в центр России, минуя Ар­ хангельск. Даже место строительства Мурманского порта выбиралось из соображений не удобства строительства, а дешевизны и сокращения сро­ ков постройки за счет привязки к конечной станции железной дороги2. Постоянно менявшийся план постройки будущего города не мог быть реализован, поскольку представлял собой пожелания перспективного развития города. Но в основе самого строительства лежали срочные ути­ литарные задачи. К началу 1917 г. в Романов-на-Мурмане из Александровска была пе­ ремещена военно-морская база Флотилии Северного Ледовитого океана. Этому всячески противился первый командующий Кольским районом Н. В. Кроткое. Его доводы были убедительны и даже не оспаривались 1 Романов Б. С. Причалы мужества. - Мурманск, 1977. - С . 7-14. 2 Там же. - С. 17-20. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz