Жалнин, Д. Е. Флотские офицеры Белого Севера (1918-1920 гг.) / Д. Е. Жалнин // II Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Фонд "Кол. энцикл.", Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2005. - С.109-120.

1 195 должностей в портовых и центральных учреждениях приходилось 4 392 офицера и адмирала, т.е. переизбыток составлял 265%'. Это меша­ ло выдвижению на командные посты перспективных офицеров. Данные тенденции, характерные для всего российского флота, на Севере усугублялись быстрой сменой личного состава2. Кратковремен­ ность пребывания на Севере отражалась в падении влияния командиров на личный состав, последствия чего проявились в период революции. В это время флотилия претерпела значительные кадровые изменения. К середине ноября 1917 г. в результате увольнений по требованию матро­ сов и солдат численность офицерского состава флотилии уменьшилась вдвое3. Многие кадровые офицеры и военные чиновники в это время сами предпочли удалиться от службы. Приказ Морского министра №142 временно, до особого распоряжения, прекращал увольнения в отпуск как офицеров, так и солдат всех войсковых частей фронта и тыла. Одна­ ко на Севере этот запрет можно было легко обойти, поскольку его дей­ ствие было ограничено приказом командующего ФСЛО от 19 июля. В исключительных случаях (для находившихся в заграничных плаваниях не менее 1 года, на Мурмане и в Иокангской базе - не менее 8 месяцев, а несших там вахту на постах Службы связи - не менее 6 месяцев) уволь­ нение было возможно при согласии судовых (ротных) комитетов4. Для увольнения по состоянию здоровья было достаточно медицинского зак­ лючения специально создаваемой комиссии. Окончательное решение выносилось в Архангельске и его районе Целедфлотом (ЦК ФСЛО), а в Мурманском районе - Центромуром (ЦК Мурманской флотилии)5. Но наибольший ущерб кадровому составу флота был нанесен по­ пыткой реорганизовать его на основе принципов вольного найма и кол­ легиальности командования. Основные направления реформирования были определены декретами «О демократизации флота» и «О создании Красного флота на новых началах» (объявленными приказами по мор­ скому ведомству 8 и 30 января 1918 г.6). Последний, являясь аналогом 1Шацилло К.Ф. От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика - М., 2000. - С. 26. “ ‘ 2 Редким исключением стала служба некоторых гидрографов, попавших на Север еще до начала Первой мировой войны, и капитана 2 ранга С.М. Поливанова, который, будучи командиром посыльного судна «Бакан», стал первым организатором морской обороны Архангельска в июле 1914 г. и продолжал службу начальником охраны водного района Архангельского порта до осени 1919 г. 3 Киселев А.А., Климов Ю.Н. Мурман в годы революции и гражданской войны. - Мур­ манск, 1977. - С. 63. 4 ГАМО. - Ф. 134-и. - On. 1. - Д. 24. - Л. 193. 5 Там же. - Л. 167об. 6 Березовский Н.Ю., Бережной С.С., Николаева З.В. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941.- М ., 1 9 9 2 .-С . 57; Р ГА ВМ Ф .-Ф . ІЗ О .-О п . 2 . - Д . 3 2 . - Л . 5 . 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz