Жалнин, Д. Е. Транспортировка английских подводных лодок через Архангельск на Балтику в 1916 г. / Д. Е. Жалнин // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 60-65.
ковского и Быкова' - в Петроград*. Только там 7(20) сентября обнаружилось, что часть эбонитовых корпусов аккумуляторов (45 из 76, доставленных «Сла- воником») разбиты. Английский транзитный груз нельзя было вскрыть в Ар хангельске, а деревянные ящики, в которых перевозился груз, не имели внешних повреждений. Как водится, принятие мер началось с поиска винов ных, коими были признаны англичане, небрежно упаковавшие ценный груз и погрузившие ящики в трюм прямо на уголь, не озаботившись закрепить их, и шторм, в который попал пароход. Впрочем, повреждение аккумуляторов на «Славонике» осталось единичным фактом, не повторившемся с грузами, от правленными на пароходах «Горомор», «Риолагес» и «Болтон Холл». К тому же этот случай заставил оперативно изменить порядок приёмки груза - 8 (21) сентября в Архангельск выехали английский офицер и представитель русско го Отдела подводного плавания, прапорщик Иессен, которому поручалось не посредственное руководство перегрузкой и отправкой груза в Петроград с офицерским или кондукторским конвоем3. Впоследствии подобная практика стала правилом: в северных русских портах для приёмки транзитных грузов находились представители союзного командования. Несмотря на задержку, 5(18) октября «С-35», а через неделю - «С-32» вышли в Ревель, и до конца года успели совершить по одному боевому похо ду. Местом базирования лодок типа «С» был определен Рогокюль (на матери ковом побережье в северной части Моонзунда), а районом их боевых дейст вий - Рижский залив4. В условиях «революционного» развала флота англий ская флотилия оставалась одной из немногих частей, сохранивших боеспо собность. Высокую оценку дал ей командующий Морскими силами Рижского залива вице-адмирал М.К. Бахирев: « Самой исправной частью были англий ские подводные лодки С, о которых могу отозваться с величайшей похва лой : все поручения исполнялись ими точно, не только безропотно, но и с полным желанием принести военную пользу»5. Во время Моонзундского сра жения в распоряжении Бахирева находились лишь три английских субмарины - «С-26» «С-27» и «С-32» (последняя русская лодка из числа бывших в Моон- зунде вышла из строя накануне появления неприятельского флота у Эзеля). В этом сражении погибла «С-32». 20 октября после неудачной атаки сетевого заградителя «Эскимо» лодка подверглась преследованию трёх германских эс кортных кораблей? Близкие разрывы глубинных бомб нанесли субмарине по вреждения, на следующий день она выбросилась на берег Перновского зали ва и была взорвана экипажем. В конце декабря 1917 г. английская флотилия перешла в Гельсинфорс. После заключения Брестского мира кораблям, оставшимся в Гельсингфорсе грозило интернирование, а английские лодки могли стать трофеем германских войск, 3 апреля 1918 г. начавших высадку на п-ове Гангут. В этот день англи 1 Быков 2-й Борис Александрович (1878-?). капитан 1 ранга, с 1916 г. начальник От дела подводного плавания Главного управления кораблестроения, в 1920 г. - со трудник Главного морского технического управления (20). (Ковалёв Э.А. Рыцари глу бин: Хроника зари российского подплава. - М., 2005 - С. 365). 2 РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371. Л. 24. 3Там же, Л. 29 4 Козлов Д. Британские субмарины на Балтике. // ФлотоМастер - 2002, №2. - С. 23 Морская Историческая Комиссия. Т.1. - СПб., 1998. - С. 15. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz