Жалнин, Д. Е. Транспортировка английских подводных лодок через Архангельск на Балтику в 1916 г. / Д. Е. Жалнин // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 60-65.

ковского и Быкова' - в Петроград*. Только там 7(20) сентября обнаружилось, что часть эбонитовых корпусов аккумуляторов (45 из 76, доставленных «Сла- воником») разбиты. Английский транзитный груз нельзя было вскрыть в Ар­ хангельске, а деревянные ящики, в которых перевозился груз, не имели внешних повреждений. Как водится, принятие мер началось с поиска винов­ ных, коими были признаны англичане, небрежно упаковавшие ценный груз и погрузившие ящики в трюм прямо на уголь, не озаботившись закрепить их, и шторм, в который попал пароход. Впрочем, повреждение аккумуляторов на «Славонике» осталось единичным фактом, не повторившемся с грузами, от­ правленными на пароходах «Горомор», «Риолагес» и «Болтон Холл». К тому же этот случай заставил оперативно изменить порядок приёмки груза - 8 (21) сентября в Архангельск выехали английский офицер и представитель русско­ го Отдела подводного плавания, прапорщик Иессен, которому поручалось не­ посредственное руководство перегрузкой и отправкой груза в Петроград с офицерским или кондукторским конвоем3. Впоследствии подобная практика стала правилом: в северных русских портах для приёмки транзитных грузов находились представители союзного командования. Несмотря на задержку, 5(18) октября «С-35», а через неделю - «С-32» вышли в Ревель, и до конца года успели совершить по одному боевому похо­ ду. Местом базирования лодок типа «С» был определен Рогокюль (на матери­ ковом побережье в северной части Моонзунда), а районом их боевых дейст­ вий - Рижский залив4. В условиях «революционного» развала флота англий­ ская флотилия оставалась одной из немногих частей, сохранивших боеспо­ собность. Высокую оценку дал ей командующий Морскими силами Рижского залива вице-адмирал М.К. Бахирев: « Самой исправной частью были англий­ ские подводные лодки С, о которых могу отозваться с величайшей похва­ лой : все поручения исполнялись ими точно, не только безропотно, но и с полным желанием принести военную пользу»5. Во время Моонзундского сра­ жения в распоряжении Бахирева находились лишь три английских субмарины - «С-26» «С-27» и «С-32» (последняя русская лодка из числа бывших в Моон- зунде вышла из строя накануне появления неприятельского флота у Эзеля). В этом сражении погибла «С-32». 20 октября после неудачной атаки сетевого заградителя «Эскимо» лодка подверглась преследованию трёх германских эс­ кортных кораблей? Близкие разрывы глубинных бомб нанесли субмарине по­ вреждения, на следующий день она выбросилась на берег Перновского зали­ ва и была взорвана экипажем. В конце декабря 1917 г. английская флотилия перешла в Гельсинфорс. После заключения Брестского мира кораблям, оставшимся в Гельсингфорсе грозило интернирование, а английские лодки могли стать трофеем германских войск, 3 апреля 1918 г. начавших высадку на п-ове Гангут. В этот день англи­ 1 Быков 2-й Борис Александрович (1878-?). капитан 1 ранга, с 1916 г. начальник От­ дела подводного плавания Главного управления кораблестроения, в 1920 г. - со­ трудник Главного морского технического управления (20). (Ковалёв Э.А. Рыцари глу­ бин: Хроника зари российского подплава. - М., 2005 - С. 365). 2 РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371. Л. 24. 3Там же, Л. 29 4 Козлов Д. Британские субмарины на Балтике. // ФлотоМастер - 2002, №2. - С. 23 Морская Историческая Комиссия. Т.1. - СПб., 1998. - С. 15. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz