Жалнин, Д. Е. Транспортировка английских подводных лодок через Архангельск на Балтику в 1916 г. / Д. Е. Жалнин // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 60-65.

35» начали переход в Россию. Леруик на Шетландских островах стал послед­ ним портом, откуда 28 июля (10 августа) началась буксировка лодок из Се­ верного в Белое море. На буксирующих пароходах лодки сопровождали 8 нижних чинов из состава их команд. Остальные подводники (8 офицеров, ин­ женер-механик, корабельный инженер и 48 нижних чинов) днём раньше вы­ шли из Ливерпуля на транспорте «Юмина». На нём, а также на пароходах «Ароза» и «Славоник» были отправлены комплекты аккумуляторов для двух лодок.1 6(19) августа пришло долгожданное известие, что « подлодки каперан- га Рощаковского прошли Иокангу», а 8(21) августа, как и планировалось, ка­ раван достиг Архангельска2. Уже на следующий же день две лодки были перегружены на специально переоборудованные баржи и вышли по Северной Двине, а назавтра трону­ лись в путь и другие две субмарины в сопровождении самого М.С. Рощаков­ ского.3 Переход обеспечивался 35 плотниками из числа ратников морского ополчения. Пройдя середину маршрута, Рощаковский телеграфировал морскому министру И.К.Григоровичу: «Доношу: груз прибыл в Тотьму, значит уже до­ ма. Приношу Вашему Высокопревосходительству горячие поздравления с этим весьма серьезным усилением нашей мощи, благослови ее Господь. Прошу позволения представить к наградам горсть молодцов, благодаря лихой работы коих так скоро достигнут этот казавшийся весьма сомни­ тельным успех. Счастлив, что лишний раз мне довелось быть свидетелем того, какую пользу можно извлечь из сочетания местных людей с разумно направленной военной рабочей силой даже под руководством самого за­ урядного, но пользующегося доверием, значит самостоятельностью чело­ века, коим в данном случае являлся Ваш скромный адъютант. Все латент­ ные силы нашего севера поистине чудесны».4 Русские подводники, проявив инициативу, предложили усилить воору­ жение английских лодок артиллерией, установив на каждой по 47-мм орудию и пулемёту «если того позволит остойчивость »5. Но предложение Отдела подводного плавания, поддержанное МГШ, не было реализовано. Единственной потерей во всей операции стала гибель парохода «Ат- тон», перевозившего часть электрооборудования лодок6. 27 августа (9 сен­ тября) лодки пришли в Петроград, и на Балтийском заводе началась их подго­ товка к боевым действиям. Но немедленно ввести прибывшие лодки в строй помешало отсутствие аккумуляторов. Они были доставлены в Архангельск ещё 12 (25) августа7. Привезённые на «Юмине» и «Арозе» 25 августа (7 сен­ тября) были отправлены по железной дороге к месту предстоящего базирова­ ния английских лодок - в Ревель, а со «Славоника» - по распоряжению Роща- 2Там же, Л. 12-13. 3Там же, Л. 16 4Там же, Л. 19 5Там же, Л. 22. Там же, Л. 21,23. 7 'ам же, Л. 27. Там же, Л. 20. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz