Жалнин, Д. Е. Транспортировка английских подводных лодок через Архангельск на Балтику в 1916 г. / Д. Е. Жалнин // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 60-65.
35» начали переход в Россию. Леруик на Шетландских островах стал послед ним портом, откуда 28 июля (10 августа) началась буксировка лодок из Се верного в Белое море. На буксирующих пароходах лодки сопровождали 8 нижних чинов из состава их команд. Остальные подводники (8 офицеров, ин женер-механик, корабельный инженер и 48 нижних чинов) днём раньше вы шли из Ливерпуля на транспорте «Юмина». На нём, а также на пароходах «Ароза» и «Славоник» были отправлены комплекты аккумуляторов для двух лодок.1 6(19) августа пришло долгожданное известие, что « подлодки каперан- га Рощаковского прошли Иокангу», а 8(21) августа, как и планировалось, ка раван достиг Архангельска2. Уже на следующий же день две лодки были перегружены на специально переоборудованные баржи и вышли по Северной Двине, а назавтра трону лись в путь и другие две субмарины в сопровождении самого М.С. Рощаков ского.3 Переход обеспечивался 35 плотниками из числа ратников морского ополчения. Пройдя середину маршрута, Рощаковский телеграфировал морскому министру И.К.Григоровичу: «Доношу: груз прибыл в Тотьму, значит уже до ма. Приношу Вашему Высокопревосходительству горячие поздравления с этим весьма серьезным усилением нашей мощи, благослови ее Господь. Прошу позволения представить к наградам горсть молодцов, благодаря лихой работы коих так скоро достигнут этот казавшийся весьма сомни тельным успех. Счастлив, что лишний раз мне довелось быть свидетелем того, какую пользу можно извлечь из сочетания местных людей с разумно направленной военной рабочей силой даже под руководством самого за урядного, но пользующегося доверием, значит самостоятельностью чело века, коим в данном случае являлся Ваш скромный адъютант. Все латент ные силы нашего севера поистине чудесны».4 Русские подводники, проявив инициативу, предложили усилить воору жение английских лодок артиллерией, установив на каждой по 47-мм орудию и пулемёту «если того позволит остойчивость »5. Но предложение Отдела подводного плавания, поддержанное МГШ, не было реализовано. Единственной потерей во всей операции стала гибель парохода «Ат- тон», перевозившего часть электрооборудования лодок6. 27 августа (9 сен тября) лодки пришли в Петроград, и на Балтийском заводе началась их подго товка к боевым действиям. Но немедленно ввести прибывшие лодки в строй помешало отсутствие аккумуляторов. Они были доставлены в Архангельск ещё 12 (25) августа7. Привезённые на «Юмине» и «Арозе» 25 августа (7 сен тября) были отправлены по железной дороге к месту предстоящего базирова ния английских лодок - в Ревель, а со «Славоника» - по распоряжению Роща- 2Там же, Л. 12-13. 3Там же, Л. 16 4Там же, Л. 19 5Там же, Л. 22. Там же, Л. 21,23. 7 'ам же, Л. 27. Там же, Л. 20. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz