Жалнин, Д. Е. Транспортировка английских подводных лодок через Архангельск на Балтику в 1916 г. / Д. Е. Жалнин // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 60-65.

маршрут от Архангельска до Петрограда. Осадка английских лодок даже по­ сле разгрузки достигала 8 футов (около 2,5 м). Поэтому, чтобы избежать по­ вреждений корпуса на мелководьях, было решено использовать специальные плавсредства1. 30 июня (13 июля) по докладу Морского генерального штаба морскому министру было принято решение о транспортировке лодок водным путём. Причём во избежание задержки полагалось немедленно приступить к по­ стройке специальных барж. С этой же целью руководство всем комплексом мероприятий по транспортировке лодок от Архангельска до Петрограда пору­ чалось одному начальнику - капитану 1-го ранга Рощаковскому, « как изучив­ шему этот вопрос на месте». Ему же было отпущено из военного фонда 200 ООО рублей под отчёт на постройку барж и производство необходимых подго­ товительных работ2. Однако намеченные сроки чуть было не сорвалось из-за позиции, заня­ той полковником корпуса корабельных инженеров РАМ атросовым , которому было поручено техническое руководство постройкой барж3. 7(20) июля он те­ леграфировал из Гельсингфорса в МГШ: « Ответственность проекта тре­ бует наблюдения с моей стороны, могу передать чертежи капитану 1 ран­ га Рощаковскому лишь при условии подчинения его моим указаниям».4 В МГШ посчитали эти требования неуместными и обратились к морскому мини­ стру с просьбой предложить Матросову передать необходимые чертежи, а при необходимости - откомандировать его на несколько дней в Архангельск в распоряжение Рощаковского. Впрочем, этого не потребовалось - в тот же день Рощаковский, получив чертежи, вместе с корабельным инженером Юн­ кером убыл из Ревеля в Архангельск5. Однако при ознакомлении с проектом, предполагавшим постройку специальных понтонов, Рощаковский пришёл к за­ ключению, что «проект Матросова оказался утопией по времени навигации, техническим и финансовым причинам. [Англичане предполагали отбуксиро­ вать лодки в Архангельск до 1 сентября нового стиля]. Уже располагаю гото­ выми прекрасными судами лёгкой, но прочной постройки этой весны, по- новому габариту шлюзов...»5. Михаил Сергеевич решил вовсе отказаться от помощи авторитетного кораблестроителя и обратиться к опыту местных мас­ теров. Это позволило значительно ускорить работы и доставить лодки на Балтику до окончания навигации 1916 г. 21 июля (3 августа) английские субмарины «С-26», «С-27», «С-32» и «С- ' РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371, Л. 1 Для транспортировки субмарин по внутренним водным путям в России применяли специальные баржи, понтоны, а впоследствии - плавучие доки. 2 РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371. Л. 6 3 Матросов Ростислав Алексеевич (1874-1918) - кораблестроитель, полковник кор­ пуса корабельных инженеров (1913). 1903-1908 гг. служил в Морском техническом комитете. С 1908 г. заведующий чертежной Адмиралтейского завода. С 1910 г. на­ блюдал за постройкой кораблей на Балтийском заводе. Автор проекта линейных ко­ раблей типа «Императрица Мария». С 1916 г. флагманский корабельный инженер штаба командующего Балтийским флотом. (Словарь биографический. - С. 253) 4 РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371. Л. 7 ' 5Там же, Л. 8 6Там же, Л. 10. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz