Жалнин, Д. Е. Транспортировка английских подводных лодок через Архангельск на Балтику в 1916 г. / Д. Е. Жалнин // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 60-65.
маршрут от Архангельска до Петрограда. Осадка английских лодок даже по сле разгрузки достигала 8 футов (около 2,5 м). Поэтому, чтобы избежать по вреждений корпуса на мелководьях, было решено использовать специальные плавсредства1. 30 июня (13 июля) по докладу Морского генерального штаба морскому министру было принято решение о транспортировке лодок водным путём. Причём во избежание задержки полагалось немедленно приступить к по стройке специальных барж. С этой же целью руководство всем комплексом мероприятий по транспортировке лодок от Архангельска до Петрограда пору чалось одному начальнику - капитану 1-го ранга Рощаковскому, « как изучив шему этот вопрос на месте». Ему же было отпущено из военного фонда 200 ООО рублей под отчёт на постройку барж и производство необходимых подго товительных работ2. Однако намеченные сроки чуть было не сорвалось из-за позиции, заня той полковником корпуса корабельных инженеров РАМ атросовым , которому было поручено техническое руководство постройкой барж3. 7(20) июля он те леграфировал из Гельсингфорса в МГШ: « Ответственность проекта тре бует наблюдения с моей стороны, могу передать чертежи капитану 1 ран га Рощаковскому лишь при условии подчинения его моим указаниям».4 В МГШ посчитали эти требования неуместными и обратились к морскому мини стру с просьбой предложить Матросову передать необходимые чертежи, а при необходимости - откомандировать его на несколько дней в Архангельск в распоряжение Рощаковского. Впрочем, этого не потребовалось - в тот же день Рощаковский, получив чертежи, вместе с корабельным инженером Юн кером убыл из Ревеля в Архангельск5. Однако при ознакомлении с проектом, предполагавшим постройку специальных понтонов, Рощаковский пришёл к за ключению, что «проект Матросова оказался утопией по времени навигации, техническим и финансовым причинам. [Англичане предполагали отбуксиро вать лодки в Архангельск до 1 сентября нового стиля]. Уже располагаю гото выми прекрасными судами лёгкой, но прочной постройки этой весны, по- новому габариту шлюзов...»5. Михаил Сергеевич решил вовсе отказаться от помощи авторитетного кораблестроителя и обратиться к опыту местных мас теров. Это позволило значительно ускорить работы и доставить лодки на Балтику до окончания навигации 1916 г. 21 июля (3 августа) английские субмарины «С-26», «С-27», «С-32» и «С- ' РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371, Л. 1 Для транспортировки субмарин по внутренним водным путям в России применяли специальные баржи, понтоны, а впоследствии - плавучие доки. 2 РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371. Л. 6 3 Матросов Ростислав Алексеевич (1874-1918) - кораблестроитель, полковник кор пуса корабельных инженеров (1913). 1903-1908 гг. служил в Морском техническом комитете. С 1908 г. заведующий чертежной Адмиралтейского завода. С 1910 г. на блюдал за постройкой кораблей на Балтийском заводе. Автор проекта линейных ко раблей типа «Императрица Мария». С 1916 г. флагманский корабельный инженер штаба командующего Балтийским флотом. (Словарь биографический. - С. 253) 4 РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371. Л. 7 ' 5Там же, Л. 8 6Там же, Л. 10. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz