Задворный, В. А. Многоэтажный перекрёсток : Баренцев регион, экологический этюд / Владимир Задворный. - Москва : DeLibri, 2022. - 250, [1] с., [4] л. ил., портр. : ил., карты.

Перевод с научного «Фоновые значения зависят от геологии и в целом от особенностей природы региона... у ученых трех стран колоссальные перспективы... по выработке единых нормативов, получению фоновых значений и их со­ гласованию с государственными органами в каждой стране» [49, с. 81]; «Было рекомендовано: в будущем данные готовить для государ­ ственных органов власти в соответствии с национальными ГОСТами и удлинять ряды наблюдений, обмениваться данными, тем самым повы­ шать качество гармонизации методов» [49, с. 82]. Отмечена и такая — неизбежная (и тем только подтверждаю­ щая важность скрупулёзного, терпеливого, несуетного взгля­ да) — особенность исследования, как отсутствие у участников со­ трудничества понимания причин, обусловивших выявляемую в отдельных случаях конфигурацию эмпирической картины. И потому необходимость при замерах и оценках вносить поправ­ ку на «неявность». Например: «В Рускебукте растет содержание ртути, загрязнение возможно только с трансграничным воздушным переносом, но и в донных отложе­ ниях есть рост, причины этого пока не ясны» [49, с. 101]; «Уровень содержания ртути в оз. Куэтсъярви оказался почему-то ниже, чем в других озерах бассейна реки Паз. Это тем более странно, по­ скольку анализ содержания ртути в донных отложениях показывает об­ ратную картину... Здесь еще предстоит разбираться... Необычная ин­ формация по ртути крайне важна для общемирового Доклада AMAP (Arctic Monitoring and Assessment Program. — З.В.) (по этой части земно­ го шара почти нет данных, а в ходе нашего проекта удалось их полу­ чить)» [49, с. 103]. Приведённые фрагменты показались достаточными, чтобы по­ лагать, что доходчивое научное знание об окружающей среде в реги­ оне «Пасвик-Инари» формируется целенаправленно и не без успеха. Достаточными фрагменты эти видятся и для ещё одного выво­ да: о те х ник е п р е о б р а з о в а н и я научного знания в знание, 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz