Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта : поурочные разработки по географии Мурманской области: 9-й класс : методическое пособие / В. М. Возница ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2004. - 105 с.

Население. Изменение численности населения. Демографические проблемы Мурманской области Цели и задачи: 1. Продолжить формирование представлений и знаний о на­ селении России. 2 Познакомить учащихся с особенностями естественного и механического движения населения в Мурманской области. 3. Проанализировать особенности протекания демографиче­ ских процессов в нашей области, вскрыть их причины. 4. Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. 5. Воспитывать чувство сопричастности к жизни своего региона. Оборудование: раздаточный материал: таблицы “Числен­ ность населения Мурманской области”, “Естественное движение населения”, “Миграция населения”. Ход занятия 1 Актуализация о п о р н ы х знаний. - Что такое демография? - В каких единицах измеряются демографические показатели? 2. Изучение нового материала (урок-практикум). Работа с таблицей. Численность населения Мурманской области, тыс. чел. 1913 1920 1939 1959 1971 1980 1989 1994 1999 2000 2001 2003 ю , ( Г 14,0 291,0 567,7 816,0 1013,5 1164,6 1109,4 1001,1 988,5 988,3 879,8 - По данным таблицы в рабочей тетради начертите график из­ менения численности населения в Мурманской области. Какие вы­ воды вы можете сделать? - От каких факторов зависит количество населения в стране и в каждом конкретном регионе? 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz