Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта : поурочные разработки по географии Мурманской области : 8-й класс : методическое пособие / В. М. Возница ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2004. - 154 с.

ОХРАНА ПОЧВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Цели и задачи: 1. Закрепить знания о почвах области. 2. Показать особую роль почвы в круговороте веществ. 3 Раскрыть основные пути загрязнения почв Мурманской об­ ласти, последствия от загрязнения. 4. Определить пути охраны почв нашей области. Оборудование: карта Мурманской области, схемы, таблицы. Ход занятия 1. Актуализация опорных знаний. - Что такое почва? - От чего зависит плодородие почвы? - Какие функции почвы вы знаете? (Накопление и преобразо­ вание энергии и вещества, распределение водных масс по по­ верхности Земли). - Какую экологическую функцию выполняет почва? (Нейтра­ лизация загрязнений: почва, являясь природным адсорбентом - поглотителем, - поглощает вредные вещества, препятствуя тем самым их дальнейшему передвижению вглубь и попаданию в грунтовые воды, а затем и в открытые водоемы, в том числе и в источники водоснабжения населенных пунктов. Взаимодейст­ вуя с почвой, загрязняющие вещества могут нейтрализоваться и терять свои вредные свойства. Под влиянием населяющих почву микроорганизмов также происходит обезвреживание за­ грязнителей). - Почему охрана почв от загрязнений является важной зада­ чей? (Накапливается большое количество загрязняющих ве­ ществ - почва самостоятельно с ними не справляется, а рано или поздно любые вредные соединения, находящиеся в почве, по­ падают в организм человека). - Каковы пути попадания загрязнений в почву? (С атмосфер­ ными осадками, осаждаются в виде пыли и аэрозолей, при непо­ средственном поглощении почвой газообразных соединений, с растительным опадом) 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz