Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта : поурочные разработки по географии Мурманской области : 8-й класс : методическое пособие / В. М. Возница ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2004. - 154 с.

большая река имеет длину 426 км. Найдите ее на карте (Поной, при­ чем она имеет направление течения с запада на восток). А сейчас я зачитаю вам несколько отрывков из стихотворений, посвященных нашим северным рекам. Постарайтесь из этих отрыв­ ков определить характерные особенности наших рек и записать их в тетрадь: О. Воронова Как упрямо река пробивает по тундре дорогу Среди ржавых болот и скалистых застуженных гор. Отдыхая на плесах и вновь закипая в порогах, к морю рвется она, В голубой, бесконечный простор... А. Решетов Между городом и горою, На которой лежат облака, Мчится злая, любимая мною, Несмолкающая река. Мчится так: и звеня, и воя, И швыряя на берега, Точно кружево дорогое, Пену, белую как снега. Н. Колычев Речка... Речка лесная, быстрая. Как в лесу эти речки чисты! Все подробности дна каменистого Вижу, словно и нет воды. - Какие характерные черты рек вы записали? (Бурные, поро­ жистые, быстрое течение, прозрачные). - Как вы думаете, с каким компонентом природы связаны эти особенности наших рек? Действительно, с рельефом. Русла рек сложны скальными по­ родами, в них много валунов, образующих пороги и водопады. (Ил­ люстрации). Твердые кристаллические породы плохо поддаются размыву, поэтому вода в наших реках необыкновенно чистая и про­ зрачная. Но в то же время воды наших рек имеют низкую соле­ ность, особенно мало солей кальция По химическому составу она во многом сходна с атмосферными осадками, которые питают реки. В течение года содержание различных примесей в речной воде из­ меняемся, увеличиваясь весной, когда в реки вместе с талыми во­ дами попадает много пыли, песка. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz