Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта : поурочные разработки по географии Мурманской области : 8-й класс : методическое пособие / В. М. Возница ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2004. - 154 с.

уменьшение выступающих частей тела (лап, ушей и т. д.) от низких широт к высоким - принцип экономии поверхности тела; в холодных условиях наиболее выгодная поверхность - шар, имею­ щий минимальную относительную поверхность и, следовательно, наименьшую теплоотдачу; - утепляющие приспособления в виде мехового и перьевого покрова. 2) Физиологические адаптации: - активный путь - характерен для птиц и млекопитающих и вы­ ражается в теплокровности, т. е. в поддержании постоянной внут­ ренней температуры тела; - пассивный путь - более свойственен беспозвоночным: обыч­ но они деятельны при достаточно высоких температурах, но зато могут переносить неблагоприятные условия в покоящемся состоя­ нии. Приспособлениями к низким температурам является понижен­ ный метаболизм, невысокая плодовитость, замедленный рост и развитие. Группа 7. "Экологи". 1) Чистова Н. Раскинулась тундра - спокойна. Богоподобна. Как все совершенное, жизненной силы полна. Как все совершенное, хрупка неправдоподобно. Как все совершенное, раз и навек создана. Почему поэтесса назвала тундру неправдоподобно хрупкой? 2) Выясните хозяйственное использование зоны тундры. 3) Каковы последствия использования природных богатств зо­ ны тундры в хозяйственной деятельности человека? Спрогнозируй­ те изменение природного комплекса зоны тундры при интенсивном воздействии на него человека. 4) Предложите пути решения экологических проблем зоны тундры. 5) Придумайте условные знаки мер по охране природы в зоне тундры. После выступления групп опорная схема может быть пред­ ставлена примерно таким содержанием (стрелки причинно-следст­ венных связей на схеме также показываются). 1 0 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz