Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта : поурочные разработки по географии Мурманской области : 8-й класс : методическое пособие / В. М. Возница ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2004. - 154 с.

Приспособленность растений 1) Миниатюризация - стелющиеся формы позволяют наиболее полно использовать тепло в припочвенных слоях воздуха, 2) Измененные формы листьев (с опушением, свернутые в трубочки, маленькие, вечнозеленые, воскоподобные) - все это уменьшает испарение с поверхности листа. 3) Стелющиеся корни - слой почвы небольшой, близко лежит материнская порода, часто почвы промерзшие. 4) Растения образуют плотные подушки - отмерзшие листья обеспечивают защиту от ветров, обледенения, такая форма держит тепло. 5) Листорасположение часто розеточное - наиболее рацио­ нально используется круглосуточное дневное освещение в летнее время, более устойчивы к сильным ветрам. 6) Размножение - вегетативное (корневищами и столонами). 7) Преобладают многолетние растения. 8) Особенности ритма развития: краткость вегетационного пе­ риода вызывает раннее цветение, поэтому генеративные почки за­ кладываются за год до цветения. Развитие растения растягивается на несколько лет и временно прерывается зимой на любой стадии развития. 9) Низкая продуктивность роста - например, карликовая берез­ ка вырастает меньше, чем на 10 см, а брусника, черника - на не­ сколько сантиметров. 10) Цветы мелкие, бледные - приспособление к самоопылению. Группа 6. "Зоологи". 1) Приведите примеры типичных животных зоны тундры. Вы­ берите их иллюстрации и подготовьте рассказ об одном из них. 2) Покажите приспособленность животных к жизни в условиях зоны тундры. 3) Назовите животных зоны тундры Мурманской области, за­ несенных в Красную книгу Приспособленность животных 1) Морфологические адаптации. - тенденция уменьшения размеров тела, особенно у птиц (тун­ дровая куропатка меньше белой, живущеи южнее, тундровый ле­ бедь - наименьший представитель рода); Справочно-информационный материал для учителя 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz