Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственнго образовательного стандарта. География : програмно-методические материалы / В. М. Возница ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 35 с.
Каково влияние хозяйственной деятельности на состояние ис точника водотока? Какие меры необходимо принять по его охране? Необходимые инструменты, рулетка, водный термометр Примечание. Если исследуются подземные воды: 1. Определите форму рельефа в месте выхода подземных вод, из каких пород состоит рельеф, каков характер выхода вод, куда они стекают, и много ли воды дает источник. 2. При измерении температуры воды термометр держите до тех пор, пока столбик ртути не остановится. Температуру воды сравните с температурой воздуха. 3. При определении свойств воды обратите внимание на за пах. Затем взяв воду в бутылку, закройте ее пробкой, посмотрите на свет (мутная или прозрачная). Дома дайте воде отстояться, по смотрите, есть ли осадок. Налейте небольшое количество отсто явшейся воды на блюдце и после испарения установите, каков осадок. 4. Осмотрите место выхода воды, выявите, как вода влияет на рельеф, где размывает, а где откладывает вымытые породы. По беседуйте с местными жителями и попытайтесь получить от них сведения об использовании и охране подземных вод. Если исследуется река: 1. Определите с помощью компаса направление течения. По карте или путем опроса местных жителей установите, куда впадает река. 2. У небольшой реки измерьте ширину русла и глубину. 3. Измерьте скорость поверхностного течения. Для этого вы берите прямолинейный участок реки и бросьте поплавок, отметив место и время. Затем возьмите часы и идите вдоль берега за по плавком. Расстояние, пройденное поплавком за 1 мин., измерьте с помощью рулетки. Разделив расстояние на 60, вы получите ско рость поверхностного течения. 4. В результате наблюдения и оценки на глаз составьте опи сание берегов реки. Таким же путем установите характер и извили стость русла, размыв берегов, отложение пород, образование от мелей, притоки. 5. Сделайте вывод о зависимости направления и характера течения от рельефа. 6. Определите прозрачность воды в реке. Для этого исполь зуйте диск, опущенный на веревке в воду. Глубина, на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды. 7. Сведения об использовании, изменении реки, мерах ее охраны постарайтесь получить при осмотре и из бесед с местными жителями. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz