Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственнго образовательного стандарта. География : програмно-методические материалы / В. М. Возница ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 35 с.

Г руппа "Топографы". Определите с помощью компаса стороны горизонта. Измерьте азимут на три предмета. Назовите местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта. Сориентируйте планшет на север, проведите на плане линию «север-юг», укажите условными знаками особенности окружающей местности. Измерьте шагами расстояние между двумя объектами и про­ верьте себя с помощью рулетки. С помощью нивелира измерьте относительную высоту холма, обозначьте холм и его высоту на своем плане. Необходимое оборудование: планшет, компас, рулетка, ли­ нейка, нивелир. Примечание. Топографы могут проводить и полярную съемку местности, методика которой подробно описана учебнике б класса. s:- Группа "Почвоведы". Исследуйте предложенный разрез (в качестве такового может использоваться природная яма глубиной 40-50 см). Опишите каждый видимый почвенный слой (цвет, структура почвы, мощность слоя, наличие корневой системы растений, мно­ голетней мерзлоты, степень увлажнения почвы). Сделайте рисунок почвенного разреза. Пользуясь иллюстрациями в книге «Почвы нашей Родины» или в атласе для 8 класса, попробуйте определить тип почвы. На­ зовите основные свойства почв данного типа? Каково плодородие этих почв? В каких видах мелиорации они нуждаются? Имеются ли на почве следы хозяйственной деятельности че­ ловека? Каковы негативные последствия такой деятельности? Необходимые инструменты: рулетка, планшет. "> Группа Гидрологи". Назовите изучаемый объект. Сделайте план местности и покажите его местоположение на карте. Ознакомьтесь с рельефом прилегающей к объекту местности. Определите породы, слагающие местность. Определите характер течения реки и его скорость на неболь­ шом участке. Каковы качественные характеристики реки: цвет, вкус (если возможно), прозрачность, температура воды Как река используется человеком? 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz