Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственнго образовательного стандарта. География : програмно-методические материалы / В. М. Возница ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 35 с.

Почвенная карта области. Роль мелиорации в улучшении поч­ венных ресурсов Севера. Практическая работа. Знакомство с образцами почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования. 5. Растительный и животный мир. Зависимость растительного покрова от географического поло­ жения, природно-климатических условий и хозяйственного воздей­ ствия человека. Природно-географические зоны, их особенности (характер растительности, типичные растения и животные, их при­ способленность к условиям обитания): тундра, лесотундра, север­ ная тайга. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Мурманской области. Практические работы: 1. Влияние природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных природ­ ных зонах (на территории своего района). 2. Установление причинно-следственных связей между ком­ понентами природы на примере одной из природных зон области. б.Экологические проблемы. Виды загрязнений: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, бытовое. Главные экологические проблемы области. Мониторинг расти­ тельных, животных, земельных и водных ресурсов. Заказники, заповедники (Лапландский, Кандалакшский, Пас- вик), памятники природы. Рациональное использование минераль­ ных, водных, земельных, лесных ресурсов. Экология человека, воспитание экологической культуры. Учащиеся должны знать: - зависимость рельефа и размещения полезных ископаемых от тектонической структуры; - основные горные массивы; - важнейшие месторождения полезных ископаемых; - факторы, определяющие особенности климата, причины возникновения опасных климатических явлений; - влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека; - особенности внутренних водоемов, главные речные и озер­ ные системы, их экологическое состояние; - видовой состав растительного и животного мира; - главные заказники, заповедники, памятники природы; - примеры положительного и отрицательного влияния челове­ ка на природу; 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz