Возница, В. М. География Мурманской области : учебное пособие для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области. - Мурманск : МОИПКРОиК, 2007. - 160 с. : ил.

Раздел 4. Моря нашей области Моря области имеют огромное транспортное значение. Вдоль их берегов лежит кратчайший путь из европейской части России на Дальний Восток - Северный морской путь, впер­ вые пройденный в 1878—1879 годах (с одной зимовкой) Э. Норденшельдом. А в 1932 г. на пароходе «Сибиряков» он был преодолен за одну навигацию. Сегодня по Северному морскому пути мощные атомные ледоколы проводят караваны грузовых судов. Антропогенная нагрузка на на­ ши моря в последние десятилетия значительно увеличилась. В резуль­ тате резко ухудшилось качество морской воды, чрезмерная эксплуа­ тация морских биологических ресур­ сов привела к их истощению. Осо­ бенно большую нагрузку испытывает Кольский залив, куда осуществляется сброс сточных вод более 60 предпри­ ятий многих городов и поселков, рас­ положенных на его берегах (рис. 64). Основными причинами загряз­ нения наших морей являются утечки с судов морского транспорта, захороне­ ния радиоактивных отходов, поступле­ ние с суши стоков, содержащих вредные примеси. Не может не вызывать опасений увеличение объемов добычи нефти на шельфе Баренцева моря, возможности ее аварийных разливов. Необходимо помнить, что арктические моря отличаются слабой устойчивостью и ранимостью к антропогенному воз­ действию из-за низкой температуры воды. Для их сохранения необходимо рациональное рыболовство, не истощающее мор­ ских ресурсов, непрерывное наблюдение за составом и состо­ янием растений и животных, являющихся индикаторами чистой воды, расширение сети особо охраняемых морских природных территорий. Рис. 64. Ученые берут пробы морской воды

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz