Возница, В. М. География Мурманской области : учебное пособие для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области. - Мурманск : МОИПКРОиК, 2007. - 160 с. : ил.
Раздел 4. Моря нашей области Моря области имеют огромное транспортное значение. Вдоль их берегов лежит кратчайший путь из европейской части России на Дальний Восток - Северный морской путь, впер вые пройденный в 1878—1879 годах (с одной зимовкой) Э. Норденшельдом. А в 1932 г. на пароходе «Сибиряков» он был преодолен за одну навигацию. Сегодня по Северному морскому пути мощные атомные ледоколы проводят караваны грузовых судов. Антропогенная нагрузка на на ши моря в последние десятилетия значительно увеличилась. В резуль тате резко ухудшилось качество морской воды, чрезмерная эксплуа тация морских биологических ресур сов привела к их истощению. Осо бенно большую нагрузку испытывает Кольский залив, куда осуществляется сброс сточных вод более 60 предпри ятий многих городов и поселков, рас положенных на его берегах (рис. 64). Основными причинами загряз нения наших морей являются утечки с судов морского транспорта, захороне ния радиоактивных отходов, поступле ние с суши стоков, содержащих вредные примеси. Не может не вызывать опасений увеличение объемов добычи нефти на шельфе Баренцева моря, возможности ее аварийных разливов. Необходимо помнить, что арктические моря отличаются слабой устойчивостью и ранимостью к антропогенному воз действию из-за низкой температуры воды. Для их сохранения необходимо рациональное рыболовство, не истощающее мор ских ресурсов, непрерывное наблюдение за составом и состо янием растений и животных, являющихся индикаторами чистой воды, расширение сети особо охраняемых морских природных территорий. Рис. 64. Ученые берут пробы морской воды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz