Возница, В. М. География Мурманской области : учебное пособие для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области. - Мурманск : МОИПКРОиК, 2007. - 160 с. : ил.

156 ч------ География Мурманской области ) Изучение природного комплекса Цель: изучить природный комплекс, рассмотреть его компоненты; познакомиться с хозяйственным использова­ нием территории и необходимостью мер по ее охране. Оборудование: компас, план местности, карандаши. Ход выполнения работы 1. Определи географическое положение природного комплекса (по отношению к ближайшим объектам, с указа­ нием азимута и расстояния до них). 2. Опиши рельеф (форма — водораздел, речная доли­ на, балка и т.д.) и элемент рельефа (склон, вершина, крутизна и экспозиция). 3. Определи горные породы, слагающие местность. 4. Рассмотри почву, определи ее основные характеристики. 5. Уровень залегания грунтовых вод. Наличие водоемов. 6. Растительность (скудная, богатая), преобладание деревьев, кустар­ ников или трав. Виды растений. 7. Визуально определи наличие животных. 8. Название природного комплекса, его использование. 9. Выдели хозяйственные объекты, которые влияют на исследуемый природный комплекс (заводы, электростанции, железные автомобильные дороги, карьеры, жилые массивы и пр.). Нанеси их на план местности. О б о з н а ч е н и е и с т о ч н и к о в в о з д е й с т в и я н а р а з л и ч н ы е к о м п о н е н т ы п р и р о д н ы х к о м п л е к с о в Вид воздействия Цвет Объекты, воздействующие и загрязняющие все компоненты ПК Красный Объекты, загрязняющие в основном воздушные массы Желтый Объекты, загрязняющие в основном воды Синий Объекты, воздействующие на растительный и животный мир Оранжевый Объекты, изменяющие рельеф земной поверхности Серый 10. Видно ли влияние этих объектов на состояние лекса? С помощью разных цветов покажи на плане природного комп- участки, особенно сильно измененные хозяйственной деятельностью человека. 11. Продумай меры по охране природного комплекса от негативного воздействия человека. 12. Аналогично рассмотри еще 1-2 природных комплекса. 13. Сравни рассмотренные природные комплексы и сделай вывод о причинах различия комплексов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz