Воронин, А. В. Власть и самоуправление : Архангельская губерния в период революции (1917-1920 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т, Ломонос. фонд. Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 2002. - 220 с.

гласных выбирали на уездйых земскйх собраниях ). Выборы могли проходить в два тура. Голосовать имели право россия- не обоего пола, достигшие 20 лет. В нормативных актах много внимания уделялось соблюдению принципов демократии при проведении выборов вплоть до устройства избирательной ур ны, форм бюллетеня, времени работы избирательного участка и т. д. Срок полномочий первых гласных ограничивался 1 янва ­ ря 1919 г., в последующем тремя годами. Количество воло­ стных гласных устанавливал ась уездным земским собранием в пределах от 20 до 50 человек на одну волость, уездных и губернских — фиксировалась специально принятым Расписа ­ н и е м , и с х о д я из численности населения. Согласно ему, Ар­ хангельское губернское земское собрание д олжно было состо­ ять из 43 гласных, в том числе от Шенкурского уе зда — 9, города Архангельска — 5, Архангельского, Кемского, Он еж­ ского, Печорского, Холмогорского уездов — по 4, Александ ­ ровского, Мезенского, Пинежского уездов — по 3. Количество гласных в уездных земских собраниях, согласно тому же Р а ­ списанию, распределялось следующим образом: в Шенкур ­ ском — 46, Кемском, Онежском и Холмогорском — по 33, Архангельском — 32, Печорском — 31, Пинежском — 28, Ме­ зенском 2;6, Александровском — 20. Рабо та земского гласного считалась общественной повин­ ностью и не оплачивалась, Земским собранием прина дл ежа л а «общая распо рядительная власть» и «надзор *а исполнительными органами» (Временное положение, статья 28). Зем­ ск ая управа, состоявшая из председателя и не ме­ нее двух членов (статья 62), осуществляла управление з емским хозяйством в период межд у сессиями (з аседаниями Собр ания ) , руководствуясь ук а з аниями последнего. Губерн­ ские и уездные собрания проводились не р еже одного ра з а в год, волостные — уст анавливали сроки самостоятельно. «По мере надобности» земской управой могли быть созваны чрез- вычайные сессии (статья 34). Земское собрание д л я проведения своих сессий выбирало технический орган в лице председателя, его заместителя и секретаря. Временное положение определяло и круг хозяйственной деятельности новых земств: «устранение недостатка и дорого- 5,8 Постановления о земских учреждениях... — С- 81. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz