Воронин, А. В. Власть и самоуправление : Архангельская губерния в период революции (1917-1920 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т, Ломонос. фонд. Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 2002. - 220 с.
примитивный уровень процесса выработки решений, часто сводившийся к весьма шумным и не всегда конструктивным обсуждениям и исключавший участия в нем специалистов-эк- спертов. Все это, в конечном итоге, определяло невысокий уп- равленческий потенциал общины. Открывающая более широкие возможности представитель ная демократия практически не нашла себе опоры в россий ском общинном самоуправлении. И хотя волостные сходы строились на представительной основе (их участников выдви гали сельские сходы), кажд ая сельская община обладала нравом отзыва своих представителей в случае, если они не оправдывали ее надежд, фактически добиваясь своего непос редственного соучастия в делах волости. Таким образом, общинное самоуправление, являясь дово льно устойчивым общественным институтом, бла годаря свое му примитивизму, узости функций и территориальной ограни ченности было не в состоянии конкурировать с государством. В то же время и государство в России не об лад а ло доста точными ресурсами для организации эффективного управле ния па местах (отсутствие средств, кадров, обширность терри тории и пр.). Отсюда настоятельнейшей его задачей становит ся привлечение Н а с е л е н и я к этой деятельности. Поэтому имен но государство выступило «локомотивом» создания системы самоуправления в России, начав претворять ее в жизнь в XVIII XIX вв. Результатом стало насаждение самоуправле ния «сверху»: сначала городского, а затем земского. Но вые общественные институты принципиально отличались от структур сельского общинного самоуправления (которое при этом продолжало сохраня ться): они формировались па всесо словной основе, обеспеченной системой представительной де мократии, как правило, путем тайного голосования, им был свойственен сложный, составляющий целую процедуру, про цесс выработки решений, позволявший расширить их функци ональный диапазон п повысить качество управленческой д е я тельности. Организационно наиболее развитыми ока зались земские учреждения, впервые созданные в ряде губерний России & 1864 г. для осуществления главным образом хозяйственной и социально-культурной деятельности. Хотя земства были всесословными и выборными, предста вители высших сословий имели в них неоспоримые преимуще ства. Во-первых, по «Положению о губернских и уездных зем 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz