Воронин, А. В. Власть и самоуправление : Архангельская губерния в период революции (1917-1920 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т, Ломонос. фонд. Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 2002. - 220 с.

примитивный уровень процесса выработки решений, часто сводившийся к весьма шумным и не всегда конструктивным обсуждениям и исключавший участия в нем специалистов-эк- спертов. Все это, в конечном итоге, определяло невысокий уп- равленческий потенциал общины. Открывающая более широкие возможности представитель­ ная демократия практически не нашла себе опоры в россий­ ском общинном самоуправлении. И хотя волостные сходы строились на представительной основе (их участников выдви­ гали сельские сходы), кажд ая сельская община обладала нравом отзыва своих представителей в случае, если они не оправдывали ее надежд, фактически добиваясь своего непос­ редственного соучастия в делах волости. Таким образом, общинное самоуправление, являясь дово­ льно устойчивым общественным институтом, бла годаря свое­ му примитивизму, узости функций и территориальной ограни­ ченности было не в состоянии конкурировать с государством. В то же время и государство в России не об лад а ло доста­ точными ресурсами для организации эффективного управле­ ния па местах (отсутствие средств, кадров, обширность терри­ тории и пр.). Отсюда настоятельнейшей его задачей становит­ ся привлечение Н а с е л е н и я к этой деятельности. Поэтому имен­ но государство выступило «локомотивом» создания системы самоуправления в России, начав претворять ее в жизнь в XVIII XIX вв. Результатом стало насаждение самоуправле­ ния «сверху»: сначала городского, а затем земского. Но­ вые общественные институты принципиально отличались от структур сельского общинного самоуправления (которое при этом продолжало сохраня ться): они формировались па всесо­ словной основе, обеспеченной системой представительной де­ мократии, как правило, путем тайного голосования, им был свойственен сложный, составляющий целую процедуру, про­ цесс выработки решений, позволявший расширить их функци­ ональный диапазон п повысить качество управленческой д е я ­ тельности. Организационно наиболее развитыми ока зались земские учреждения, впервые созданные в ряде губерний России & 1864 г. для осуществления главным образом хозяйственной и социально-культурной деятельности. Хотя земства были всесословными и выборными, предста­ вители высших сословий имели в них неоспоримые преимуще­ ства. Во-первых, по «Положению о губернских и уездных зем­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz