Воронин, А. В. Власть и самоуправление : Архангельская губерния в период революции (1917-1920 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т, Ломонос. фонд. Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 2002. - 220 с.

ГЛ АВ А 2. ПРОБЛЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ § 1. Местное самоуправление в России: традиции и новации Одной нз самых значимых функций общества является са­ моуправление. В дооктябрьской России было известно множе­ ство различных его форм — от общинной и городской до земской и советской. Однако сам по себе ф а к т множественно­ сти еще не говорит о глубине и широте развития самоуправ- ленческих начал. Д л я выявления последнего важно разли ­ чать, какие формы самоуправления общество выработало са­ мостоятельно, а какие нз них были привнесены извне и еще не успели по-настоящему укорениться. Самую архаичную форму самоуправления в России пред­ ст авляла собой сельская община, имевшая распорядительный орган — сход, а т а кж е свой исполнительный аппарат, вклю­ чавший различных выборных должностных лиц. Традиции мирского общежития были заложены еще в догосударствен- ный период. И хотя государство поставило общину себе на службу и под свой контроль, присущий сельским жителям мирской инстинкт, стремление решать все дела сообща не ис­ чезли ни после попыток со стороны властей в XIX веке вклю­ чить общину в систему государственного управления, ни пос­ ле разрушения в 1917 '-оду самого государства.153 Этой форме были свойственны такие черты, как сослов­ ность, приверженность непосредственной демократии ( к аж ­ дый житель села имел право участвовать в сельском сходе) и открытому (на глазах у всех) волеизъявлению ,154 довольно 153 На наш взгляд, мнения, подобные тому, что община «уже на заре Московского государства сохранялась скорее всего волею государства, чем желанием крестьян или горожане, вынужденных выполнять «делэпирован- ные» им полицейские, фискальные и иные функции (Лаптева Л . Е. Регио­ нальное и местное управление в России (вторая полювина XIX |века). — М., 1908. — С 122) излишне категоричны. Государство смогло использо­ вать сельскую общину только благодаря существованию этой традиции мирской самодеятельности, не исчезавшей и в периоды «безвластья». В городах же, с упадком вечевого строя, эта традиция оказалась разрушен­ ной частично, периодически напоминая о себе, как правило, в периоды ослабления государственной власти: то городакимн восстаниями середины XVII в., то городскими Советами начала XX в. и т. д. 1,4 Нетерпимость к тайному голосованию вытекала нз самой формы мирской самодеятельности — обязательного соучастия каждого в делах общины, которое практически исключало сферу личного, запретного- 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz