Воронин, А. В. Власть и самоуправление : Архангельская губерния в период революции (1917-1920 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т, Ломонос. фонд. Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 2002. - 220 с.
Опираясь на комплексный анализ данных как количест венного, так и качественного характера , можно получить довольно полную картину соотношения земско-городской и советской систем самоуправления, выявив как .их сходные черты, гак и различия. Между' земствами и Советами действительно существо- вали весьма существенные различия. Конструктивные осо бенности Советов изначально не были рассчитаны на всеоб щую демократию, их двери были открыты только для тех или иных социальных групп — рабочих, солдат, крестьян. В земстве же провозглашался принцип территориального, т. е. всеобщего самоуправления (от «земли»). Если пони мать под «демократией» равные возможности всех членов общества выражать свою волю и участвовать в управлении, можно заключить, что земства образца 1917 года были не сомненно более демократичными учреждениями, чем классо вые Советы. Съе зды Советов, как правило, более многолюдны: ср а в нивая, например, состав делегатов II съезда и дек абрь ско го (1918 г.) Губернского земского собрания видно, что ко личество участников II съезда (202 делегата с правом ре шающего голоса и 37 — с правом совещательного голо са689) более чем в пять раз превышало количество губерн ских земских гласных (см. Приложение 2). При внешней коллегиальности и демократичности столь значительный со став делегатов не позволял эффективно вырабатывать сов местные решения: поэтому съезды как правило, либо у тв ержд а ли практически без изменений подготовленные исполкомом проекты, либо делегировали полномочия по их принятию ис полкому. Не удивительно, отсюда, что губернские съезды Советов были, как правило, менее продолжительными ( дли лись от 4-х до 10 дней). Сессии губернского земского собрания, напротив, часто з атягивались. Так, Четвертая сессия длилась целых шесть недель. Земские гласные меньше доверяли выработку реше ний исполнительным структурам, стремясь определить ст ра тегию работы непосредственно на сессии, оставив управам исключительно тактические вопросы. Дл я земско-городской системы самоуправления характер но стремление з аниматься в первую очередь вопросами со 689 Аксенов А, Н, Указ. соч. — С. 60. 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz