Воронин, А. В. Власть и самоуправление : Архангельская губерния в период революции (1917-1920 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т, Ломонос. фонд. Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 2002. - 220 с.

Резкое снижение средств, выделенных на образование в 1910 г., объясняется не с т о л ь к о снижением интереса к не ­ му, сколько довольно успешным исполнением расходов по этой бюджетной строке в 1918 г. (см. таблицу 7). Таблица 7 Исполнение Архангельским губернским земством расходов, запланированных бюджетом 191N г.80-' Народное образование 100% Содержание земского управле­ ния 67% Медицина 58% Содержание дорог 37,3% Ветеринария 36% Как бы то ци было, очевидно, что приоритетными сфе ­ рами работы земского самоуправления Северной области являлись народное образование , медицина и транспорт. Народное образование относилось к одной из тех сфер, где з емствам удалось добиться доминирования. В ведении земских учреждений Северной области к весне 1919 г. н а ­ ходилось 757 начальных училшц и 41 высшее начальное училище. 604 При культурно-просветительском отделе губерн­ ской земской управы был учрежден Педагогический музей, который, по словам газеты, знакомил «с наилучшей поста­ новкой учебно-воспитательного дела... в России и за г ра ­ ницей».605 В музее были представлены коллекция школьных наглядных пособий, учебно-методическая литература и т. д. По разрешению управы, допускалась выдача или высылка предметов музея в то или другое училище для временного пользования. Губернское земство подняло вопрос об издании за г р а ­ ницей для школ Северной области учебной литературы. 2 мая 1919 г. ВПСО решило выделить для этих целей 1,5 миллиона г^блей . 606 Однако эта идея не была осуществлена. «оз ГААО. — Ф. 1865. — On. '1. — Д. 629. _ Л . 20 об. 604 Подсчитано по: Голос северного учителя. — 1919. — № 27. 605 Голос северного учителя. — 1919. — № 21. б°б ГААО. — Ф. 1865. — On. 1. — Д. 1085. — Лл. 15, 17. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz