Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
19 Важнейшим условием использования этого метода является на личие таких групп документов, которые бы удовлетворяли трем главным требованиям: значительность объема информации, непре рывность информационного потока и, наконец, репрезентативность. Как уже указывалось выше, лучше всего этим требованиям отвеча ют относительно узкие, но целостные группы документов высших и региональных (на уровне губернии) партийных и государственных органов. Из них были выбраны все документы, касающиеся коопера ции (всего обнаружено: 901 документ центра, 1902 - Архангельской губернии, 1216 - Карелии, 959 - Вологодской губернии). По своему характеру эти материалы практически идентичны во всех отношени ях: и по содержанию, и по формальным признакам. Такое сходство дает дополнительные возможности для исследования, так как позво ляет сравнить полученные результаты и тем самым определить сте пень корреляции между политикой центра и политикой мест. Естественно, здесь требуется определенный отбор: в выборку в качестве единиц текста включались, во-первых, решения, где коопе рация рассматривалась как самостоятельный объект, и, во-вторых, те документы, которые, будучи посвящены более широкому кругу во просов, одновременно, содержали пункты, непосредственно касаю щиеся кооперации. Напротив, резолюции, где она упоминается лишь в перечислении, не рассматривается в качестве самостоятель ного явления, при подсчетах исключались36. Все эти документы были разделены на партийные и государст венные с целью определения значимости кооперации для партий ных и государственных структур и эволюции этого внимания. Кроме того, в качестве смысловых единиц рассматривались такие категории, как "потребительская кооперация", "сельскохозяйственная кооперация", "промысловая кооперация", "кредитная кооперация”, "инвалидная кооперация", "коллективные хозяйства" (последние хотя и не рассматриваются автором как кооперативные, о чем пойдет речь ниже, но анализ отношения к ним дает определенные возможности для получения выводов по собственно кооперации) и ряд других. По ряду признаков в тексте документов определялось отношение властей к кооперации - позитивное, негативное или нейтральное. Не вдаваясь в детализацию определения индикаторов отношения властей к кооперации, отметим, что позитивными, с точки зрения автора, яв ляются те положения в документах, где кооперация рассматривается ^Следует также добавить, что при отборе документов центральных органов учитывались в основном опубликованные. Это связано с тем, что помимо основшх задач в работе преследова лась и еще одна цель: попытаться определить, насколько достоверно могут быть отражены основ ные тенденции развития кооперативной политики (и не только ее) с помощыо открытой инфор мации. Прибегая к аллегории, можно сказать, что задачей работы являлось стремление по верши не айсберга определить, что из себя представляет айсберг в целом. С другой стороны, на местном уровне при расчетах использовались уже все документы, как опублпсованные, так и неопублико ванные:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz