Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
190 низации коллективов в союзы колхозов с целью включения их в "государственный план социалистического хозяйства", недопущения развития "опасной и вредной психологии обособленного существо вания колхозов, психологии, ведущей к противопоставлению инте ресов данного колхоза интересам государственного хозяйства”. Только на такой основе, по мнению Наркомзема, было "возможно правильное развитие и огосударствление колхозов"4*. Таким образом, проблема огосударствления стояла не только пе ред кооперацией, но и перед коллективными хозяйствами. Однако если кооперация всегда рассматривалась большевиками как "инородное тело", подлежащее ликвидации и лишь временно допу щенное с целью использования в трудных хозяйственных обстоя тельствах, то колхозы изначально мыслились и создавались как ступень к превращению в государственные предприятия, в "фабри ки зерна и мяса". Другое дело, что с весны 1919 г. этот процесс за метно ускорился. Иными словами, один и тот же процесс огосудар ствления имел различное значение для кооперации и для колхозов. В то время как для первой он означал фактическую гибель, ликви дацию, то коллективные хозяйства, напротив, получали единствен но возможную среду обитания. В чем, однако, наблюдается сходст во, так это в результатах: достижения обеих систем в хозяйственной сфере в эпоху "военного коммунизма" оказались весьма плачевны. Огосударствление являлось едва ли не главной составляющей всей "военно-коммунистической" политики, поэтому кризис ее вес ной 1921 г. в первую очередь сказался как на самом государстве, так и на тех структурах, которые за годы революции попали под его "мертвящее влияние" (как обычно выражались кооператоры). С дру гой стороны, кризис означал нарушение естественных экономичес ких связей между городом и деревней, как раз и вызванное их ого сударствлением, проводившимся по трем основным каналам: через продовольственную разверстку, кооперацию и коллективизацию (правда, последняя, будучи сравнительно мало распространена, име ла наименьшее значение). Когда проблема восстановления нару шенных связей приобрела не только экономическое, но и политиче ское звучание, поставив под вопрос само существование Советской власти и заставив ее пересмотреть степень готовности России к введению социализма, естественным движением должно было стать разгосударствление. Поэтому вполне очевидным было вслед за от меной продразверстки, самой провоцирующей крестьян на выступ ления против властей, изменить и политику в отношении коопера ции и коллективных хозяйств. Разгосударствление кооперации началось, как ни парадоксально, с усиления внимания к ней со стороны государственных органов, 4,Там же. С. 231.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz