Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
173 год из карельского бюджета кооперации было отпущено 400 тыс. руб. (из них потребительская кооперация получила 75 тыс. руб.)231. Зависимость кооперации от государственных средств вынуждает ее принимать всевозможные планы, предлагаемые госорганами: Ар хангельский крайисполком только в течение сентября принимает пять планов, обязательных для кооперации, - хлебозаготовок, кож сырья, мясных, пушных и льнозаготовок232. Партийные и государст венные органы определяют структуру и сферы хозяйственной дея тельности кооперативных организаций. Так, например, Архангель ский крайисполком в марте 1931 г. преобразует Краевой союз мо лочной и животноводческой кооперации в три союза, одновременно ликвидировав районные союзы, располагавшиеся в местностях с бо лее чем 50%-м колхозным населением233. В сентябре 1931 г. началась реформа кустарно-промыслового союза234, а в октябре 1932 г. реорга низуется и потребительская кооперация (ликвидируются районные союзы, создаются закрытые рабочие кооперативы и т. п.)235. Все эти реорганизации в качестве главной задачи имели целью приспособить кооперацию к выполнению тех задач, которые служи ли бы общегосударственным целям и лишь в последнюю очередь имели в виду улучшение положения кооперированного населения. Поэтому, когда властям показалось, что ту же работу государствен ные организации выполнят успешнее, кооперативная деятельность начинает сворачиваться. В конце 20-х - начале 30-х гг. исчезает кре дитная и сельскохозяйственная кооперация, урезаются права потре бительской, все более усиливается контроль за промысловой. Таким образом, в начале 30-х гг. кооперация, хотя формально и сохраняет некоторые следы самостоятельности, фактически являет ся государственной организацией. Она занимает крайне незначи тельное место в структуре экономики Европейского Севера. Ее функции сводятся лишь к заготовке сельскохозяйственных продук тов по государственным заданиям, организации подсобных и при городных хозяйств, розничной торговле на селе (потребительская кооперация), мелкопромысловой деятельности в виде переработки лесных продуктов и производства ремонтных работ для населения (промысловая кооперация). 231ЦГА РК, ф. 690, оп. 6, д. 8, л. 96. 232Государственный архив Архангельской области (далее - ГААО), ф. 621, on. II а, д. 1, л. 35, 38, 52 53, 55. 233ГААО, ф. 621, on. 1, д. 95, л. 200-201. 234ГААО, ф. 621, on. 1, д. 95, л. 16-18. 235Архангельский государственный архив новейшей политической истории, ф. 290, on. 1, д. 1180, л. 125.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz