Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
157 начало интенсивную кампанию против союза. Бюро губкома пред ложило потребительской кооперации прекратить передачу имуще ства союзу, ему было отказано в кредитах, наконец, была развернута газетная и устная агитация против него186. В таких условиях пона добилось чуть более двух месяцев, чтобы свалить старое правление и добиться созыва нового съезда, который согласился "в целях увязки работы с губорганами и согласования производственной де ятельности с уездными земельными органами" войти в Вологод- сельсоюз и избрал в новое правление двух (из пяти) коммунистов. Показателем того, насколько эффективной оказалась борьба против "эсеровско-кулацкого руководства”, является хотя бы тот факт, что отвод одного из членов старого правления, выдвинутого и в состав нового, был мотивирован нежеланием повторять "ошибки декабрь ского собрания”187. Таким образом, к концу 1924 - началу 1925 гг. изгнание неугод ных партийным органам лиц из всех руководящих центров сель скохозяйственной кооперации было завершено. Как и в случае с потребительской кооперацией, коммунистами активно применялись административные меры воздействия, однако заметно чаще стали использоваться и более тонкие способы борьбы, связанные, прежде всего, с попытками перехода к систематической работе в самой ко операции, к агитации не только словесной, но и деловой. Но деятельность партийных органов не сводилась лишь к уста новлению контроля над кооперативными центрами и увеличению в них коммунистической прослойки. Другой важной стороной их ко оперативной политики было налаживание взаимодействия между кооперацией и государственными органами. Наиболее остро этот вопрос стоял в начале нэпа в Карелии, где отношения кооперативных союзов и хозяйственных учреждений явно не складывались: последние никак не желали соглашаться на передачу распределительных функций потребительской кооперации. Летом 1921 г. областному комитету пришлось даже разработать спе циальный план укрепления связей между ними. Он, в частности, предусматривал избавление "кооперативов от мелкой опеки за их деятельностью", создание специальной комиссии из представителей обкома, губэкосо и Карсоюза для разрешения возникающих между государственными учреждениями и кооперацией трений и отказ от политики многостепенного контроля за кооперацией. "Контрольно ревизионные функции над кооперацией, - считали в обкоме, - необ ходимо возложить на какой-либо один орган или, по крайней мере, два, например, Контрольный Совет и РКИ, а не разбрасываться между многими организациями, ... сейчас вмешиваются еще и мили- 186ГАНПИ ВО, ф. 1853, оп. 8, д. 7, л. 271. ,87Красный Север. 1925. 14 февраля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz