Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.

143 Впрочем, правильнее говорить об увеличении внимания к низо­ вой кооперации в целом. Так, хотя положение потребительской кооперации оценивалось как более прочное по сравнению с сель­ скохозяйственной, государственная помощь низовым ее коопера­ тивам по-прежнему рассматривалась в качестве первоочередной задачи. Вологодский пленум губисполкома, например, возбудил перед ВЦИКом ходатайство о выделении кредита в 500 тыс. руб. на нужды низовой потребительской кооперации135. А Архангель­ ский губисполком в феврале 1925 г. передал потребительской коо­ перации все снабжение Пинежского уезда, до этого обслуживаемо­ го Хлебопродуктом136. В феврале 1925 г. V съезд Советов Мурман­ ской губернии потребовал 200-тысячный кредит Севзапэкосо на развитие рыбопромысловых работ137 распределить в первую оче­ редь в низовой кооперативной сети, одновременно высказавшись за его увеличение138. Естественно, что получение кредитов, ссуд и иных льгот накла­ дывало на кооперативные организации определенные обязательства (в первую очередь - точность расчетов), которые последними вы­ полнялись не всегда. Отсюда - нередкие конфликты между коопера­ цией и госорганами. Однако теперь они вызывались не идейными или политическими разногласиями, а носили, так сказать, "рабочий" характер, являясь отражением обычных сложностей взаимодействия партнеров. Таким образом, к 1924-1925 гг. у государственных органов сфор­ мировался весьма благосклонный взгляд на кооперацию. Это укре­ пило доверие к ней со стороны населения, результатом чего стало улучшение экономических показателей кооперативной деятельнос­ ти: вырос паевой капитал, поднялись торговые обороты, укрепилось финансовое положение. Тем самым кооперация стала меньше нуж­ даться в помощи. Наряду с прекращением идейно-политического противостояния это стало причиной некоторого уменьшения вни­ мания, уделяемого государственными органами в ряде регионов ко­ оперативным вопросам. В Карелии, например, высшие губернские власти в 1924 г. лишь 10, а в 1925 г. только 9 раз занимались этими проблемами, тогда как в 1923 г. - 17. Впрочем, в Вологде и Архан­ гельске внимание госорганов к кооперации было более стабильным. Число решений здесь постоянно растет с 1921 г.: 7, 21, 39, 57 - в Во­ логде и 9, 18, 23, 31, 51 - в Архангельске. Однако если взять относи­ тельные показатели в соотношении с числом партийных решений, то видно, что и в этих губерниях доля государственных документов уменьшается: с 32% в 1923 г. до 15% в 1925 г. в Архангельске и с 135Красный Север. 1924. 27 августа. 136Известия Архангельского Совета. 1925. 12 февраля. 137Полярная правда. 1925. 20 сентября. 138Полярная правда. 1925. 18 февраля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz