Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
136 но 8 и 3 раз) и Вологодской (соответственно 9 и 1 раз) губерниях. А в Мурманской губернии к концу 1922 г. и вовсе было принято решение о ликвидации губсоюза (ввиду малочисленности населе ния, недостатка опытных руководителей, кредита, связи и т. п.) и замене его конторой Центросоюза. Разочарование сказывается и в том, что с конца 1921 г. учащают ся отказы со стороны госорганов кооператорам в их просьбах. Из 6 обращений кооперативных организаций Карелии в ноябре 1921 г. - апреле 1922 г. удовлетворены были лишь два, в Вологде же все хо датайства остались без положительного ответа. Карисполком, на пример, в феврале 1922 г. отказал в ссуде кооперативу "Север" и ряду других, ссылаясь на нехватку средств в местном бюджете". Средств у госорганов было действительно немного, но дело не толь ко в этом: ведь Вологодский губисполком отказывал даже тогда, когда не требовались дополнительные средства. Так, он отклонил ходатайство губсоюза сельскохозяйственной кооперации о передаче в аренду совхоза, просьбу сельхозтоварищества возвратить мельни цу и др.100 Правда, некоторое содействие кооперации все же оказывалось. Карисполком, например, в ноябре 1922 г. выдал Карсоюзу ссуду в 1 млрд. руб. (40 тыс. руб. золотом)101. Однако теперь помощь имела иной смысл: не удовлетворяя даже частично потребности коопера тивных организаций, она позволяла обосновать в дальнейшем бес полезность оказания им какой бы то ни было помощи, снять с себя ответственность за результаты деятельности кооперации. А ведь разделить с ней ответственность за неудачу в проведении товаро обмена государственные органы должны были по праву. Высокие эквиваленты, негибкая система их изменения, недостаточная подго товительная работа, затягивание с передачей товарных фондов коо перации - вот далеко не полный перечень тех причин, которые при вели к срыву кампании и напрямую зависели от государства. Спра ведливости ради, нельзя не признать случаев оказания помощи ко операции в работе по товарообмену. Олонецкое Экосо, например, в сентябре 1921 г. разрешило губсоюзу вести продажу товаров по ры ночным ценам (оговорив, правда, необходимость отдавать предпо чтение товарообмену)102. Однако Олонецкие экономические органы оказались в этом отношении одиноки. В большинстве губерний бы ла занята выжидательная позиция, как, скажем, в Архангельске, где Экосо, хотя и согласилось с необходимостью пересмотра эквивален тов, решило все "оставить в силе", поскольку вопрос уже обсуждал"Ц ГА РК, ф. 509, on. 1, д. 120, л. 38. •^Государственный архив Вологодской области, ф. 585, on. 1, д. 220, л. 115. •°'ЦГА РК, ф. 509, on. 1, д. 115, л. 197. 102Коммуна. 1921.21 сентября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz