Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
133 Кооперативная политика государственных органов на местах в первые годы нэпа Изменение кооперативной политики центра местными органами Советской власти на Европейском Севере было встречено неодно значно. Для части работников оказалось нелегко расстаться с пред ставлениями периода "военного коммунизма", особенно в первые годы нэпа. Председатель Карельского продовольственного комитета В. Лесков, например, на собрании уполномоченных потребитель ской кооперации Петрозаводского уезда в июле 1921 г. утверждал, что "дело распределения и контроля всецело находится и на буду щее время в руках продоргана как государственного учреждения, а кооперация есть организация чисто частного характера, и ей [оно] не может доверить полностью задания чисто государственного ха рактера", что вообще "вопросы продовольствия - не дело коопера ции"86. Ту же позицию заняли представители государственных ле созаготовительных органов в Лодейнопольском уезде. На совеща нии коллегии райотделения они потребовали ”от организации тру довых артелей (по лесозаготовке - А. В.) воздерживаться", так как "они не внесут в дело заготовки ничего нового"87. А на V уездной партконференции (апрель 1921 г.) вообще была высказана мысль о том, что поскольку "кооперация нашей губернии ни к черту не го дится,... в будущем придется или разогнать эту кооперацию, или же всю инициативу взять в свои руки"88. Подобные представления весьма осложняли проведение новой кооперативной политики на местах. Из них вытекало игнорирова ние кооперативных организаций, невнимание к их нуждам и одно временно стремление жестко регламентировать их деятельность, ус тановить над ними централизованный контроль. Поэтому первые шаги местных органов в отношении кооперации были довольно не определенными и не слишком последовательными. В самом начале нэпа взаимоотношения кооперации и государст венных органов в значительной степени напоминали предшеству ющий период. Даже требования - исполкомам "оказывать всевоз можную поддержку" кооперации, как правило, понимались доста точно узко - как необходимость создания условий для выполнения государственных заданий и договоров89. Именно в таком контексте в сентябре 1921 г. выделяется двухмиллиардная ссуда Карсоюзу90. Именно этим объясняются и принятые во всех северных губерниях “ ЦГА РК, ф. 509, on. 1, д. 704, л. 2, 7. 87ЦГА РК, ф. 509, оп. 17, д. 568, л. 78. ^ГАОПДФК, ф. 7, on. 1, д. 105, л. 8. 89Известия Архангельского Совета. 1921. 30 августа. ^Коммуна. 1921. 17 сентября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz