Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
108 выговоры его руководителям, а один из заведующих отделами снят с работы120. Последнее, кстати, особенно ярко характеризует изме нившееся отношение властей к кооперации - ее работники настоль ко прочно встроены в систему государственных органов, что и сни мают их, и назначают, минуя традиционные для кооперации формы кадровой работы. Итак, на протяжении 1929-1932 гг. политика Советской власти в отношении всех видов кооперации носит явно ликвидационный характер: все больше становится решений, уменьшающих права, от меняющих льготы, усиливающих контроль как за внешней, так и за внутрикооперативной работой, наконец, просто ликвидирующих целые организации и отрасли. Словом, казалось бы, перед нами вполне однозначная и ясная политика. Однако в действительности ее рисунок даже на этом этапе более сложен. Наряду с явными лик видаторскими устремлениями властей, можно встретить, хотя и ре же, примеры обратного порядка. Время от времени отдельные фор мы кооперативной деятельности по-прежнему получают некоторые льготы: скажем, 3 апреля 1930 г. ЦИК и СНК подтвердили право кооперативных аптек не платить промысловый налог с оборота по отпуску медикаментов121, а 15 июня сельскохозяйственные пред приятия потребительской кооперации были приравнены к совхозам в отношении льгот (налогов за землю, по арендной плате, страхова нию, кредитованию)122. Получает кооперация и государственные ас сигнования: общая сумма вложений в кооперацию в 1929/1930 хо зяйственном году определялась в 1360 млн. руб.123 Расходы на по требительскую кооперацию по бюджету 1931 г. были определены в 525 млн. руб. (доходы от нее предполагались в 779 млн. руб.). В предыдущий период подобные факты служили базой для вывода о благожелательности политики в отношении кооперации. Но ведь ассигнования обуславливаются выполнением "требований" "продол жения курса на снижение цен”, "улучшения организации снабжения промышленных районов", "распределения..., хранения..., переработ ки" и т. д., и т. п.124 Что касается льгот, то они всего-навсего прирав нивают кооперацию к государственным учреждениям, еще раз под тверждая отношение к ней как к государственной организации. К тому же число таких документов заметно уменьшается в сравнении с предшествующим этапом, тогда как количество негативных реше ний, напротив, растет (табл. 7). Впрочем, если в 1927-1930 гг. наблюдается резкий спад позитив ности в отношении кооперации (с 49 до 22%) при одновременном 120Со6рание законов и распоряжений... 1932. №83. С. 818-819. 121Там же. 1930. №22. С. 403. 122Там же. 1930. №33. С. 622. 123КПСС в резолюциях... Т. 5. С. 15. 124Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz