Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.

99 и др.), в задачу которых входило "объединение заготовительной де­ ятельности... заготавливающих организаций и руководство контрак­ тацией..., осуществляемой потребительской кооперацией"76 . Аналогичное развитие событий наблюдалось и в ходе реоргани­ зации функций сельскохозяйственной кооперации с целью прида­ ния ее деятельности производственно-снабженческого назначения. Точно также начальным этапом этой перестройки стало создание единых смешанных государственно-кооперативных организаций, как, например, центра по снабжению сельскохозяйственными ма­ шинами77. При такой ситуации естественным был тот факт, что "руководство и регулирование сельскохозяйственной и потребительской коопера­ ции осуществляется Народным Комиссариатом Внешней и Внутрен ней Торговли СССР в соответствии с уставами этих кооперативных систем"78. От перехода к оперативному руководству недалеко было уже и до представления о необходимости окончательного превраще­ ния кооперации в полностью государственную организацию. Собст­ венность кооперации все чаще рассматривается как государственная. Так, хотя кооперативным предприятиям и разрешается "иметь собст­ венные парки основных строительных машин", но делается это, во- первых, "при условии полного использования этих машин", а, во- вторых, по окончании строительства они должны были передаваться акционерному обществу "Строймеханизация"79. Восприятие коопера­ тивной собственности как разновидности государственной видно и в решении ЦИК и СНК СССР о передаче "Союзхлебу" элеваторов и мельниц, принадлежащих потребительской и сельскохозяйственной кооперации. "Союзхлеб", в свою очередь, должен был передать свои мельницы кооперации в "глубинке"80. Другим показателем подобного отношения стал переход от опре­ деления общих правил построения кооперативных аппаратов к яв­ ному вмешательству в выработку их детальных структур. Так, СНК в постановлении "О мерах по улучшению работы потребительской кооперации" предложил Центросоюзу: а) "укрупнить сельскую сеть путем создания районных обществ потребителей", запретив при этом "создание... промежуточных звеньев"; б) "объединить руковод­ ство рабочим и сельским секторами в одном органе"; в) "реоргани­ зовать Центросоюз Союза ССР ...в руководящий, организующий и планово-регулирующий центр ...с объединением Центросоюзов СССР и РСФСР"8’. 76Там же. 1930. №15. С. 300-304. 77Известия ЦК ВКП(6). 1929. №23-24. С. 79-81. 78Собрание законов и распоряжений... 1929. №17. С. 322. 79Там же. 1930. №2. С. 37. вОТам же. 1930. №28. С. 535. 81Там же. 1930. №43. С. 806.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz