Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.

98 ганизаций к государственным не означало получения ими дополни­ тельных прав, напротив, речь шла о наложении на них новых обя­ занностей, причем, как правило, не имеющих ничего общего с тра­ диционной кооперативной работой. Кредитная кооперация, напри­ мер, должна была, подобно государственным банкам, выполнять обязательный кредитный план73. Постановление "О мерах к улуч­ шению работы строительных организаций" (1 января 1930 г.) обя­ зывало кооперативные организации "выполнять работу по своей специальности для всех заказчиков обобществленного сектора"74. Фактически это означало, что высшее руководство перестало рас­ сматривать кооперацию в качестве независимого партнера, видя в нем лишь разновидность государственной организации, по отноше­ нию к которой можно не церемониться. Неудивительно, что все ча­ ще решения, относящиеся к кооперации, носят характер и тон при­ каза, что в них все чаще встречается "приказная" терминология: "обязать", "запретить", "потребовать", "предупредить об ответствен­ ности" и т. п. Вполне естественным развитием такого отношения к кооперации было стремление сделать кооперацию элементом общей системы го­ сударственных хозяйственных органов. После неудачи первоначального плана превращения потребитель­ ской кооперации во всеобъемлющую тоproво-розничную систему возникла идея сделать ее составной частью единого снабженческо- заготовительного аппарата. "Основными хлебозаготовителями на кампанию 1929-1930 года являются "Союзхлеб" и Центросоюз СССР", - определил СНК своим решением от 21 июня 1929 г. Прав­ да, на первых порах предполагалось, что функции государственного заготовительного аппарата и кооперации будут разграничены. Так, в том же постановлении в обязанности последней вменялось произ­ водство заготовок в "глубинке" и там, где "Союзхлеб" "не имеет хлебозаготовительного аппарата или имеет недостаточный хлебоза­ готовительный аппарат". (При этом заготовленный хлеб поступал не в распоряжение кооперации, а передавался ею «на мельницы, элеваторы и ссыпные пункты "Союзхлеба"»75). Однако уже вскоре кооперация начинает все более активно выстраиваться в систему единых государственно-кооперативных органов. Постановлениями СТО от 26 февраля 1930 г., например, создавались всесоюзные объ­ единения ("Союзмолоко", "Союзптицепродукт", "Союзплодовощ" касались тех случаев, когда речь шла о сравнении ее (и то не во всех случаях) с индивидуаль­ ным хозяйством. Например, при выдаче ссуд из фонда борьбы с засухой сельскохозяйственным кооперативам они выдавались под 5% (как и бедняцким и середняцким хозяйствам), колхозам - под 4%, остальным заемщикам под 6% (Собрание законов и распоряжений... 1930. №37. С. 700. ). 73Собрание законов и распоряжений.. 1930. №10. С. 190-194. 74Там же. 1930. №2. С. 37. 75Там же. 1929. №44. С. 885-891.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz