Воронин, А. В. Советская власть и кооперация : (кооперативная политика Советской власти: центр и местные власти Европейского Севера в 1917 - начале 30-х гг.) / А. В. Воронин ; М-во общего и проф. образования Рос. Федерации, Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 1997. - 201 с.
98 ганизаций к государственным не означало получения ими дополни тельных прав, напротив, речь шла о наложении на них новых обя занностей, причем, как правило, не имеющих ничего общего с тра диционной кооперативной работой. Кредитная кооперация, напри мер, должна была, подобно государственным банкам, выполнять обязательный кредитный план73. Постановление "О мерах к улуч шению работы строительных организаций" (1 января 1930 г.) обя зывало кооперативные организации "выполнять работу по своей специальности для всех заказчиков обобществленного сектора"74. Фактически это означало, что высшее руководство перестало рас сматривать кооперацию в качестве независимого партнера, видя в нем лишь разновидность государственной организации, по отноше нию к которой можно не церемониться. Неудивительно, что все ча ще решения, относящиеся к кооперации, носят характер и тон при каза, что в них все чаще встречается "приказная" терминология: "обязать", "запретить", "потребовать", "предупредить об ответствен ности" и т. п. Вполне естественным развитием такого отношения к кооперации было стремление сделать кооперацию элементом общей системы го сударственных хозяйственных органов. После неудачи первоначального плана превращения потребитель ской кооперации во всеобъемлющую тоproво-розничную систему возникла идея сделать ее составной частью единого снабженческо- заготовительного аппарата. "Основными хлебозаготовителями на кампанию 1929-1930 года являются "Союзхлеб" и Центросоюз СССР", - определил СНК своим решением от 21 июня 1929 г. Прав да, на первых порах предполагалось, что функции государственного заготовительного аппарата и кооперации будут разграничены. Так, в том же постановлении в обязанности последней вменялось произ водство заготовок в "глубинке" и там, где "Союзхлеб" "не имеет хлебозаготовительного аппарата или имеет недостаточный хлебоза готовительный аппарат". (При этом заготовленный хлеб поступал не в распоряжение кооперации, а передавался ею «на мельницы, элеваторы и ссыпные пункты "Союзхлеба"»75). Однако уже вскоре кооперация начинает все более активно выстраиваться в систему единых государственно-кооперативных органов. Постановлениями СТО от 26 февраля 1930 г., например, создавались всесоюзные объ единения ("Союзмолоко", "Союзптицепродукт", "Союзплодовощ" касались тех случаев, когда речь шла о сравнении ее (и то не во всех случаях) с индивидуаль ным хозяйством. Например, при выдаче ссуд из фонда борьбы с засухой сельскохозяйственным кооперативам они выдавались под 5% (как и бедняцким и середняцким хозяйствам), колхозам - под 4%, остальным заемщикам под 6% (Собрание законов и распоряжений... 1930. №37. С. 700. ). 73Собрание законов и распоряжений.. 1930. №10. С. 190-194. 74Там же. 1930. №2. С. 37. 75Там же. 1929. №44. С. 885-891.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz