Воронин, А. В. Планы и методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу истории России советского периода (1917-1945 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : [б. и.], 2000. - 52 с.
Одним из важнейших качеств, которым должны овладеть студенты-историки в процессе обучения, является умение анали зировать исторические источники. Д л я подготовки к се минарским и практическим занятиям следует активнее ис пользовать хрестоматии и ра зные сборники документов, ука з анные в общем и тематических Списках литературы. Кроме этого, по каждой теме предлагаются документы для анализа. Анализ источников лучше всего проводить письменно, в спе циальной тетради, и по следующему плану: 1. На звание документа и время его создания, форма пуб ликации документа (полная или сокращенная ) и ее выход ные данные (название хрестоматии, сборника, журн ал а , мес то и год издания, страницы) . 2. История ( обстоятельства, предпосылки) создания до кумента. 3. Основные положения документа. 4. Истинная структура документа (наличие абзацев, глав, разделов, статей, преамбулы и т. д.) 5. Условная ( в ооб ража емая ) структура документа и ее обоснование ( к аждый студент предлагает свою, собственную структуру и обосновывает ее; например, условно можно р а з делить документ па более крупные части или, наоборот, раз дробить па мелкие и т. д., при этом условная структура не должна совпадать с истинной). 6. Наличие в документе противоречий. 7. Историческое значение документа. Стоит подчеркнуть, что для полноценного ана ли з а доку мента недостаточно прочитать его текст. Необходимо обра щаться и к теоретической литературе, которая предлагается по данной теме, особенно при освещении второго и седьмого пунктов вышеука з анного плана. Четвертый и пятый пункты ра збираются в том случае, ес ли анализируется полный документ, а не его отрывок (наз ванию фрагментарного документа обычно предшествует пред лог «из» — «Из документа...», «Из письма...» и т. д., а в са мом тексте на месте пропуска встречается многоточие). Подбор документов для анали з а осуществлялся на основе трех критериев: во-первых, их значимость д л я истории,- во- вторых, соответствие проблематики этих документов вопро сам, разбираемым на семинаре; и третьих, публикация до кументов в доступной литературе . б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz