Воронин, А. В. Планы и методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу истории России советского периода (1917-1945 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : [б. и.], 2000. - 52 с.
дует определить природу крестьянских движений — пункт с е дьмой ). Наконец , г р ажд а нс к а я война — это нравственная тр а г е дия, где ожесточение, все нарастая , охватывает всех участни ков, что делает необходимым обсудить проблемы террора и его роли в войне (пункт восьмой). В то же время, г ражда нс ка я война — явление не только внутрироссийское, она теснейшим образом переплетается с интересами внешних сил. Поэтому ее невозможно оценить без учета той роли, которую сыграли в ней иностранные государ ства. Насколько правомерно их участие в российских собы тиях, от ражае т ли реальную ситуацию определение «военная интервенция в России» — эти вопросы должны быть о б я з а тельно обсуждены во время занятий (пункт третий). Ка к видно, проблемный характер постановки вопросов з а метно нарушает хронологическую последовательность в изу чении темы. Д л я того, чтобы преодолеть трудности этого ро да, в качестве второго пункта плана на обсуждение выносит ся проблема периодизации гражданской войны. Избегая из лишней детализации, здесь требуется выделить основные этапы гражданской войны, дать их краткую военно-полити ческую характеристику, ука з ать главные театры военных действий, и, наконец, определить итоги. Однако здесь обязательно следует иметь в виду услов ность любых периодизаций и их зависимость от тех крите риев, которые положены в их основу. ТЕМА V. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ ( 1 9 1 7 - 1 9 2 1 гг.) План 1. Система государственного управления накануне кру шения царизма : центральные и местные органы. 2. Российская государственность от Февр аля к Октябрю: центр и места. 3. Решение проблемы государственного устройства Рос сии в программах политических, партий. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz