Воронин, А. В. Планы и методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу истории России советского периода (1917-1945 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : [б. и.], 2000. - 52 с.

денции в развитии России начала XX в., так и конкретные факты, связ анные с движением революционного процесса вес­ ной — осенью 1917 года. Особое внимание здесь следует об­ ратить на такие моменты, как I мировая война, проблема двоевластия, политические кризисы, характеристика июль­ ских событий, VI съе зд Р С Д Р П (б), корниловский мятеж и его последствия. Естественно, что обсуждение первых пунктов плана имеет целью лишь поставить основные проблемы, решение которых будет достигнуто в ходе последующей работы (причем, не только на з анятиях по этой теме ). В частности, этому д о лж ­ но будет послужить исследование фактов, непосредственно связанных с вооруженным восстанием в Петрограде. Пр еж­ де всего (пункт третий), следует выяснить расстановку со­ циальных и политических сил в сентябре — октябре 1917 го­ да в стране и в Петрограде, оценить соотношение этих сил, эффективность программ и предлагаемой тактики. Та к ая оценка будет объективной лишь в том случае, ес­ ли удастся сопоставить ее с конкретным ходом вооруженного восстания. Несмотря на то, что здесь главную роль играли большевики (и поэтому их отношение к восстанию должно быть непременно обсуждено самым подробным образом в чет­ вертом пункте план а ) , важно обратить внимание и на дейст­ вия как их союзников и противников, т ак и колеблющихся элементов. При этом, описание хода восстания не требует де­ тализации; можно ограничиться лишь самыми основными фактами . А вот II съе зд Советов и особенно его решения (пункт пятый) следует обсудить более обстоятельно. Впро ­ чем, часть этой работы проводится в форме практического занятия, в рамках которого анализируются основные положе ­ ния декретов о мире и о земле. Анализ фактической стороны процесса развития револю­ ции дает возможность вернуться к ее общим вопросам. Шес­ той пункт плана позволяет в новом свете оценить вопрос о неизбежности революции, поставив проблему альтернатив, раскрыв роль В. И. Ленина в происходящем с выходом на более широкую методологическую проблему роли личности в истории. При этом, желат ельно в процессе обсуждения по­ пытаться дать оценку тем построениям, которые имеют ши­ рокое хождение в массовой литературе, в публицистике. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz