Воронин, А. В. Планы и методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу истории России советского периода (1917-1945 гг.) / А. В. Воронин, П. В. Федоров ; М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : [б. и.], 2000. - 52 с.
б) по отдельным вопросам темы: Гайда Ф. А. Февраль 1917 года: революция, власть, бурж у азия / Вопросы истории. — 1996. — № 3. К атков Г. М. Ф евральская революция. — М., 1988. Харитонов В. Л. Февральская революция в России (попытка многомер ного подхода) / Вопросы истории. — 1993. — № 11. Аврех А. Я. Масоны и революция. — М., 1990. Николаевский Б. И. Русские масоны и революция. — М., 1990. Хальвег В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 г. — М., 1990. Слассер Р. Сталин в 1917 г. — М., 1989. Волкогонов Д. А. Ленин: Политический портрет: В 2-х кн. — М., 1994. Дойчер И. Незавершенная революция. — М., 1991. Октябрьские события 1917 г. — пожалуй, одна из самых дискуссионных тем по всей отечественной историографии. К сожалению, однако, споры часто имеют целыо не столько выяснение истины, сколько дока зательство правильности или неправильности избранного в результате Ок тября пути. Пре вращение темы в актуальный политический вопрос, ее исполь зование в идеологическом противоборстве немало способст вовало мифологиз ации проблемы. Отсюда, одна из главных з адач семинарских з анятий по теме «Октябрь 1917 г. в России» — очищение ее от конъюк- турных политических наслоений и превращение в объект строгого научного анализа . Невозможность охвата в рамках семинара всех проблем, связ анных с октябрьскими события ми, дел ает необходимым выделить наиболее важные среди них с точки зрения понимания хода исторического процесса в целом. Прежде всего, это вопросы о з акономерности и неи збеж ности Октября, о возможных альтернативах, о соотношении роли масс и личностей (таких как Ленин, Троцкий, Керен ский). В то же время, необходимость аргументированного ответа требует проведения анализ а конкретных фактов, при чем связ анных не столько непосредственно с вооруженным восстанием в Петрограде, сколько тех, что предшествовали ему. Исходя из этих з ад ач и построен план изучения темы. Первые два пункта плана предполагают обсуждение проб лем з акономерности и неизбежности Октября. Она не может быть решена в отрыве от предшествующего хода событий, поэтому чрезвычайно важно рассмотреть как основные тен- 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz