Воронин, А. В. Кооперативная политика советской власти на европейском севере: центр и местные власти (1917 - начало 30-х гг.) : специальность 07.00.02 – Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / А. В. Воронин ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 1997. – 383 с.

265 стов в кооперативном руководстве было проведение их в прав- ления губсоюзов через рабочую кооперацию. Что касается уездного или волостного уровня, то здесь не хватало комму- нистов даже для советской работы, не говоря уж о коопера- тивной. Такая ситуация заставляла искать иные средства обеспе- чения кооперации кадрами. Прежде всего, начали предприни- маться шаги по подготовке кооперативных работников. В ос- новном, речь шла об изучении теории кооперации в курсах совпартшкол, открытии специальных кооперативных курсов для коммунистов или, наконец, посылке их на курсы, организован- ные кооператорами. Однако чисто теоретического изучения бы- ло явно недостаточно. Крайне важной частью подготовки была возможность реализации приобретенных знаний на практике. Следовательно, важнейшим направлением кооперативной работы становилось активное участие коммунистов в повседневной ра- боте кооперативов. Именно так ставился вопрос в большинстве партийных документах. V Архангельская конференция РКП(б) в декабре 1921 г., например, определяя задачи партийных яче- ек, среди важнейших назвала "организационную и техническую работу в кооперативах и артелях с деятельным участием чле- нов ячеек". 154 Такой подход помимо приобретения элементарных навыков кооперативной работы обеспечивал, в случае достижения хо- зяйственного успеха, рост заметно подорванного прежней по- литикой доверия к коммунистам со стороны кооперированного населения,. Поэтому в докладе Вологодского губкома VIII-й 154 Известия Архангельского Совета. - 1921. - 13 декабря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz