Воронин, А. В. Кооперативная политика советской власти на европейском севере: центр и местные власти (1917 - начало 30-х гг.) : специальность 07.00.02 – Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / А. В. Воронин ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 1997. – 383 с.

246 Олонецкие экономические органы оказались в этом отношении одиноки. В большинстве губерний была занята выжидательная позиция, как, скажем, в Архангельске, где Экосо хотя и со- гласилось с необходимостью пересмотра эквивалентов, решило его "оставить в силе", поскольку вопрос уже обсуждался в центре. 104 Впрочем, дело, видимо, не в отсутствии каких-либо условий для товарообмена, а в невозможности в принципе ре- шить подобную задачу. Провал его был столь же естественен, сколь и последующий переход к торговле. "Отказ от плана ор- ганизации товарообмена осенью 1921 г., - указывает В.П. Дмитренко, - диктовался обстоятельствами объективного по- рядка. Развитие экономических отношений проходило не в том направлении, в каком оно первоначально планировалось". 105 Таким образом, даже признание кооперации главным про- водником товарообмена не изменило отношение к ней со сторо- ны части государственных органов. Ей не только не была ока- зана достаточная помощь, но еще и предъявлено обвинение в использовании полученных средств не по назначению: на "спе- кулятивную деятельность", "торговлю". В связи с этим стали вновь появляться идеи о необхо- димости более жесткого вовлечения кооперации в систему го- сударственных заданий. В мае 1922 г. Карэкосо обратилось к Карсоюзу с предложением принимать и транспортировать через сельские потребительские общества продукты продналога, хотя кооперация от этих операций ранее уже неоднократно отказы- 104 Известия Архангельского Совета. - 1921. - 6 октября. 105 Дмитренко В.П. Советская экономическая политика... - С. 219.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz