Воронин, А. В. Кооперативная политика советской власти на европейском севере: центр и местные власти (1917 - начало 30-х гг.) : специальность 07.00.02 – Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / А. В. Воронин ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 1997. – 383 с.

142 сельскохозяйственную кооперацию не является "универсальным и всеисчерпывающим средством для исцеления... крестьянского хозяйства. С другой стороны, полностью обходя вопрос о взаимоотношениях с государственными учреждениями, резолюция съезда обязывала Совет "воспользоваться содействием госу- дарства" 9 . Эта же двойственность отразилась в развернувшейся на съезде борьбе вокруг предложения Народного Комиссариата Земледелия о введении в состав правления двух его предста- вителей. Хотя первоначально большинство делегатов не поже- лало пойти на компромисс с властями в этом вопросе (65 про- тив 6-ти и 6-ти воздержавшихся), были на съезде и те, кто настаивал на необходимости согласия с НКЗ. Не оспаривая об- щеизвестной истины о невозможности с точки зрения коопера- тивных принципов такого шага, они предлагали "подойти к по- ложению деловито" и "ввиду особых условий переживаемого мо- мента... для связи с Наркомземом путем свободного выбора из состава собрания уполномоченных избрать в правление одно лицо, кандидатура которого приемлема для Наркомзема". 10 В конечном итоге, стремление к компромиссу оказалось сильнее: пусть и после долгих прений, было выработано соглашение о том, что "1) вся деловая работа правления протекает в кон- такте с Наркомземом; 2) съезд избирает 2 представителей современных аграрных отношений (Бюллетень Сельскосоюза. - 1921. - № 1. - С. 286). 9 Бюллетень Сельскосоюза. - 1921. - № 1. - С. 3 10 Кооперативно-колхозное строительство...1917-1922... - С. 300.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz