Воронин, А. В. Кооперативная политика советской власти на европейском севере: центр и местные власти (1917 - начало 30-х гг.) : специальность 07.00.02 – Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / А. В. Воронин ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 1997. – 383 с.
123 ния за проведение "своих людей" в единое потребительской общество (ЕПО) г. Петрозаводска, где реорганизация началась ранее, чем в других районах Карелии. Организованность ком- мунистов, с одной стороны, и разброд в рядах кооператоров, с другой, по собственному признанию последних 61 , стал при- чиной того, что из 107 уполномоченных, избранных на январ- ских выборах 1920 г. 40 оказались коммунистами, и только 25 - кооператоры (остальные - так называемые "просто беспар- тийные", т.е. явно не заявлявшие о своих симпатиях и ранее не работавшие в кооперации). В руководящих же органах си- туация оказалась еще более печальной: в правление из 10-ти человек 6 вошли по коммунистическому списку, а в Контроль- ный Совет - и того больше - 7 из 10-ти. 62 Нейтральность по-прежнему остается важнейшим предметом спора кооператоров с государством. Однако теперь содержание этого понятия явно меняется. Если на первом этапе она часто была лишь прикрытием их участия в политической борьбе, то теперь кооперация стремится к действительному нейтралитету по отношению к власти. Это объясняется как осознанием силы Советской власти, (и, соответственно, - собственной слабо- сти), так и необходимостью экономического сотрудничества с государством в интересах кооперированных масс. Поэтому до тех пор, пока решения властей касались относительно частных вопросов, кооператоры были склонны видеть в государстве, пусть и неудобного, но все же терпимого партнера, с которым можно и нужно договариваться. Однако декрет 20 марта шел 61 Олонецкий кооператор. - 1920. - № 1-2. - С. 37-41. 62 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz