Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

Александровск и Флотилия Северного Ледовитого океана 95 По побережью стали строиться военно-морские базы. В Алексан­ дровске 1 августа Морское ведомство просило уступить помещение Мурманской биологической станции. Морское ведомство обещало директору станции профессору Н.М. Шимкевичу, что оно отвечает за участь и сохранность имущества, за приведение помещений стан­ ции в первоначальный вид, за возвращение всех испорченных и уте­ рянных вещей. В октябре 1915 г. в Александровск пришла рота сол­ дат береговой обороны в количестве 100 с лишним человек и заняла помещение в новом здании станции. Постепенно на Север стали приходить корабли разных классов. Вспомнили о подводной лодке «Дельфин» (первая боевая подлодка, изготовленная по чертежам российских инженеров на отечественном заводе; водоизмещение 113 т., экипаж 22 чел.), стоящей без дела во Владивостоке. Еще в феврале командующий Сибирской флотилией контр-адмирал И. И. Шульц поставил вопрос о переводе «Дельфина» в район боевых действий. В конце марта МГШ запросил Владивосток о техническом состоянии лодки и получил ответ, что бензиновый мо­ тор может работать еще не менее двух лет, а лодку удастся подгото­ вить к перевозке в течение трех недель. Однако, «Дельфин» оказался на Севере лишь в следующем году. В середине года МГШ предложил перевести с Балтики на Север для обороны Кольского залива две подводные лодки системы Хол­ ланда. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. А. Канин был не согласен с этим планом. Однако дивизион подводных лодок Балтийского флота, которым командовал известный подводник стар­ ший лейтенант Иван Иванович Ризнич, состоявший из трех малых лодок типа «Холланд-27В», был расформирован. Подводные лодки из этого дивизиона, носившие названия «№1» и «№2», попали в Архангельск 4 августа. Их доставили сюда по же­ лезной дороге. Эти лодки фактически были лодками береговой обо­ роны. Маленькие (водоизмещение 33 т., экипаж 11 чел) с ограничен­ ным радиусом действия (150 миль), эти лодки были малопригодны для тяжелых условий Севера. Они предназначались для охраны вну­ тренних вод и предполагались использоваться для охраны подходов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz