Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

Александровск и Флотилия Северного Ледовитого океана 93 Баренцева и Белого морей. У берегов Норвегии находились еще два немецких крейсера — «Берлин» и «Гроссер курфюрст». «Метеор» по­ ставил в Горле Белого моря 285 мин (10 банок по 27-30 мин). На поставленных минах подорвалось и затонуло еще несколько судов. Кроме того, еще несколько кораблей, в том числе британский крейсер «Арланза», получили повреждения. Немцы минировали Баренцево и Белое моря не только при по­ мощи своих военных кораблей. Для этой цели ими использовались рыболовные суда нейтральных стран, экипажи которых стояли на тайной службе Германии. Мины ставились на таком расстоянии от берега, чтобы увидеть взрыв с суши было невозможно. В связи с минной опасностью на Севере стало необходимым при­ менение тральщиков. Кораблей такого класса, как, впрочем, и других, на Севере у России не было, поэтому для траления мин переобору­ довались рыболовные и транспортные суда. Морские министерство создало из них отряд тральщиков, который приступил к работе 5 июня. В конце июня из Англии прибыли 8 тральщиков, плавбаза и крейсер «Ифигения». К концу октября русские тральщики вытра­ лили 44 мины, английские — 174. Число кораблей отряда импрови­ зированных русских тральщиков постоянно росло: летом их было 9, к ноябрю их стало вдвое больше, а если считать моторные суда и па­ русники — даже втрое. После обнаружения 27 мая у Орловского маяка мин, все суда ста­ ли предупреждаться о минной опасности. 18 июля морской министр издал приказ, по которому обязывал все суда с военными и государ­ ственными грузами идти только протраленными фарватерами. Для усиления охраны морских путей в Архангельск на побере­ жье Горла Белого моря устанавливались новые посты наблюдения, выставлялись три постоянных корабельных дозора: один на линии м. Сеть-Наволок — о-в Кильдин (дозор нес вспомогательный крей­ сер «Колгуев»); второй между о-вом Торос и м. Летинский (дозор несли три тральщика); третий между м. Святой Нос и м. Канин Нос. Была введена новая организация перехода торговых судов, предус­ матривавшая сбор их в группы по 15-17 транспортов и проводки их

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz