Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

92 О. Г. Вербин Архангельск не был защищен с моря и с началом войны встал во­ прос об обороне порта. В сентябре была учреждена должность на­ чальника морской обороны Архангельского порта, которую занял капитан 1 ранга Ивановский (по другим данным капитан 2 ранга С. М. Поливанов). На него же возложили командование гарнизоном и руководство доставкой военных грузов. Для затруднения плавания вражеских кораблей было снято ограждение и потушены маяки. На побережье Белого моря создавались наблюдательные посты, имев­ шие связь друг с другом и с «Баканом». Но Белое море зимой замерзает; в предвоенные годы навигация в этом районе продолжалась лишь около полугода. Для продления срока навигации требовались ледоколы, которые стали строиться в России а также закупаться за границей. Они стали поступать на Се­ вер уже в октябре. Но все пришедшие ледоколы были маломощными и не могли существенно увеличить период навигации в Белом море. К концу года правительство склонилось к мнению о необходимости проведения железной дороги к побережью Мурмана, где принимать и отправлять грузы можно было круглый год. 3.1915 год На Северном морском театре в этот период существовала бес­ конвойная система перевозок, общее руководство которой, соглас­ но действовавшим соглашениям между союзниками, оставалось за английским адмиралтейством. Транспорты, обслуживавшие меж­ союзнические сообщения, по мере готовности выходили в море по установленным и рекомендованным для них маршрутам плавания. Британский флот должен был одновременно с несением дозоров в Северном море, которые осуществляли блокаду Германии с моря, прикрывать и пути на Русский Север. Но весной немцы сумели рас­ ставить мины в водах Восточного Мурмана и в Горле Белого моря. 29 мая на них погиб английский пароход «Арндаль», шедший в Ар­ хангельск с углем для Балтийского флота. А в июне немецкий вспомогательный крейсер «Метеор» (водо­ измещение 4500 т., скорость хода более 33 км/ч) сумел добраться до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz