Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

Александровск и Флотилия Северного Ледовитого океана 91 крейсера, направляющихся на восток. Началась паника: из города стали вывозить казенное имущество, склады угля уничтожались, го­ рожане разбегались в сопки. В эти дни в Александровске собрались члены экспедиции по спа­ сению пропавших судов «Святая Анна», «Святой Фока», «Геркулес» и их экипажей. Начальник экспедиции, капитан 1 ранга И .И .Исля- мов, как старший в чине, не мог покинуть в такой обстановке Алек­ сандровска. Возникло предложение использовать гидросамолет по­ ручика Яна Нагурского «Морис Форман» для разведки вражеских судов, а также их бомбежки с воздуха динамитными патронами, ко­ торые предназначались для взрывания льда. Но тревога оказалась ложной. В первые месяцы войны герман­ ское командование на Север своих военных кораблей не посылало. 12 августа спасательная экспедиция на барке «Герта» вышла из Екатерининской гавани. 28 августа барк подошел к мысу Флора на Земле Франца-Иосифа. Этот архипелаг был открыт австро-венгер- ской экспедицией Ю .Пайера и К. Вайпрехта в 1873 г. и с тех пор принадлежал Австро-Венгерской империи. Так как Россия теперь находилась в состоянии войны с этим государством, то капитан 1 ранга Ислямов поставил на мысе российский флаг, обозначив, таким образом, Землю Франца-Иосифа как части Российской им ­ перии. Россия оказалась неготовой к большой войне. Так ружей в арсе­ нале оказалось 4 млн., а мобилизовано было более 5 млн. человек; снарядов требовалось ежемесячно 1,5 млн. штук, а российская про­ мышленность могла произвести только 0,5 млн. и т.д. Поэтому все не­ обходимое пришлось закупать и получать у союзников. С началом войны Россия утратила возможность морских комму­ никаций со странами Антанты на Балтийском и Черном морях. Ар­ хангельск неожиданно стал важнейшим портом России. Он не был готов к такой роли. В сжатые сроки требовалось углубить акваторию порта, построить новые причалы и склады, установить подъемные краны, заменить узкоколейную железную дорогу от Архангельска до Петербурга ширококолейной и т. п.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz