Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

Первая улица 73 сту строительства города части, была построена каменная на цемен­ те плотина. Общая длина дамбы составила около 50 метров. Рядом с плотиной, в русле Кислого ручья был построен бассейн, выложенный гранитными глыбами, который давал ежедневно около 20 тысяч ведер воды. Им как колодцем, пользовались жители, а так­ же от него шел водопровод до пристани, где приходившие в гавань суда могли за плату пополнить свой запас пресной воды. По правую сторону (по направлению течения ручья) от бассейна стоял Народный дом, в котором ставились театральные постановки, демонстрировались кинофильмы и проводились другие культурные мероприятия. Такие Народные дома выстраивались во всех более или менее благоустроенных городках России и в каждом уездном центре, каковым стал Александровск. Рядом с озером были выстроены общественные бани. 3. Железная дорога Узкоколейную железную дорогу системы Деконвиля было решено построить для ускорения темпов строительства нового города (на его постройку предполагалось затратить три года). По ней на вагонетках (необходимости в паровозе для этой узкоколейки не было, так как она была малой протяженности — всего около 1430 м.), от пристани до плоскогорья перевозились строительные материалы, что значитель­ но облегчило труд рабочих. Первоначально ее протянули только до северной оконечности плоскогорья. Затем, убедившись в ее целесообразности, ветку про ­ тянули вдоль всего города, и заканчивалась она теперь у озера Иг­ натьева. Работы по прокладке рельсов были поручены норвежской фирме «Ульсен, Стампе и К», так как норвежцы были наиболее опыт­ ными строителями, имевшими навык работ с динамитом и горной породой. Ветку до плоскогорья проложили уже в 1896 г. Начина­ лась она от пристани и поднималась вверх, огибая сопку. Сейчас под этой сопкой, на том месте, где проходила узкоколейка, стоит котельная подплава. Всего узкоколейка имела 4 разъезда, 2 стрел­ ки и 8 вагонеток.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz