Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

62 О. Г. Вербин В ней он сделал несколько важных, на наш взгляд умозаключений: 1) смелость не должна быть безрассудной — нельзя было вести кораб­ ли на неминуемую гибель; 2) во время всего плавания, «по большей ча­ сти в туманах, снегах и мрачности», всем трем кораблям удавалось не разлучаться, «дабы во всякое время не лишиться взаимного вспомо­ ществования [...], а это делало немалое ободрение для всех, и особливо в такое время, когда, казалось, опасность близка, как то нередко случа­ лось, будучи во льдах», что говорит о высоких флотоводческих каче­ ствах руководителя экспедиции; 3) для плавания в высоких широтах необходимо лучше укреплять корпуса кораблей; так, голландские суда имели четверную обшивку досками носовой части судна, в то время как у кораблей Чичагова обшивка была двойная; 4) корабли должны быть максимально легкими, так как при столкновении со льдиной тя­ желый корабль может получить большую пробоину, быстро затонуть, не дав возможности членам экипажа спастись; корабли же экспедиции, «которые построены по способности к плаванию на открытых морях и для удобного помещения нагружены были железом и песчаным бал­ ластом», имели груз каждый по 7000 тонн, не считая такелажа; 5) ко­ рабли нужно оснащать несколькими небольшими лодками, с помощью которых экипаж тонущего корабля сумел бы спастись: голландцы на каждом корабле имели по 6-8 шлюпок или ялов, в которые вполне по­ мещалась и команда и запасы провизии; на наших же кораблях было по одной шестивесельной шлюпке и небольшому боту1; 6) корабли ино­ странцев плавают в высоких широтах, подвергаясь меньшей опасно­ сти, так как при туманах и ветрах они прячутся в заливы Шпицбергена, в то время как суда экспедиции вынуждены были всегда идти навстре­ чу льдам, чтобы найти Северо-западный проход. Эти выводы подытоживали бесценный опыт, полученный рус­ скими мореплавателями в ходе экспедиций 1765-1766 гг. А в том, что экспедиция не достигла своих целей, вины Чичагова не было никакой. Теперь хорошо известно, что пройти к Камчатке путем, рекомендо­ ванным Чичагову, было невозможно. 1 ЧичаговП.В. Записки. М.: Редакция альманаха «Российский архив», 2002. С. 121-122.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz