Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

Александровск и Флотилия Северного Ледовитого океана 107 му ей было очень трудно решать поставленные задачи, тем более, что британские союзники, озабоченные безопасностью своего судоход­ ства, не оказали Флотилии должной помощи, хотя и обещали таковую. Но, несмотря на это, Флотилия сумела противодействовать «у-ботам». В связи с тем, что была построена железная дорога от Пе­ трограда до Кольского залива, Романов-на-Мурмане стал основным портом на Севере России. Основной грузопоток шел теперь именно сюда. Поэтому начатое строительство военно-морской базы в Ио- каньге было прекращено. Эта база служила для стоянки эсминцев, конвоировавших союзнические суда от м. Святой Нос до Горла Бело­ го моря. С августа, с уменьшением минной опасности в Белом море и с переориентацией направления основного грузопотока в Коль­ ский залив, эти эсминцы перешли на базирование в губу Печенга. Тут они вступали в охранение конвоев и направлялись в Кольский залив. Если же транспорты шли в Архангельск, то от Кольского за­ лива до Иоканьги они совершали переход в сопровождении траль­ щиков, а дальше двигались самостоятельно. Служба во Флотилии была нелегка. Особенно страдали матросы от недостатка в рационе витамина С. Так, в 1917 г., многие из команды «Дельфина» болели цингой, поэтому в отпуск по болезни было уволе­ но около половины матросов. Но к весне подводная лодка была при­ ведена в состояние боеготовности. Однако командование Кольского района перестало смотреть на подводные лодки дивизиона, как на реальную боевую силу; тем бо­ лее что единственное ремонтное средство Кольского залива — транс­ порт «Ксения», был все время занят ремонтом этих лодок. 10 апреля начальник Кольского района временно снял с подводных лодок ко­ манды для приведения в исправное состояние механизмов дивизи­ она сторожевиков. Командир «Дельфина» Дрейер вскоре был назна­ чен командиром ледокола «Святогор» и направлен в Англию для его приемки (ледокол строили для России англичане). Надзор за лодка­ ми поручили команде «Ксении». В ночь на 26 апреля поднялся шторм. Подлодки «Дельфин» и «№ 1» стояли рядом и кранцы между ними выбило волнами. Лодку «№ 1»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz