Вербин, О. Г. Сборник статей по истории города и края : город Полярный ЗАТО Александровск / О. Г. Вербин, гл. хранитель музея ; Муницип. бюджет. учреждение культуры ЗАТО Александровск Гор. ист.-краевед. музей г. Полярный. - Полярный : [б. и.], 2015. - 185, [1] с.

Александровск и Флотилия Северного Ледовитого океана 103 В конце декабря МГИІ известил начальника дивизиона подводных лодок, что по плану ПЛ «Дельфин» и ПЛ «№1» будут заменены но­ выми лодками типа «АГ». Поэтому было необходимо сохранить спе- циалистов-подводников для более боеспособных, чем имевшиеся на тот момент в дивизионе, лодок. Действия немецких подлодок, особенно активных на Севере осе­ нью 1916 г. объяснялись тем, что они имели скрытые базы в Норвегии, были значительного водоизмещения (750-830 т) и могли совершать длительные переходы (дальность плавания — 8000 миль, автоном­ ность — около 30 дней) из Гельголандской бухты. Для того чтобы продлить период пребывания в походе, германские лодки не спеши­ ли использовать бензин и зачастую ходили в надводном положении при помощи паруса, который крепился на палубе. Выставив в Бе­ лом море мины (лодки типа «U-75» принимали на борт по 36 мин), они совершали нападения на суда России, ее союзников и нейтраль­ ных стран. Причем, экономя торпеды, они предпочитали атаковать при помощи палубной артиллерии в надводном положении. Если минную опасность тральщикам удавалось нейтрализовать, и за весь год погибли всего 5 торговых судов, 1 тральщик и 1 вспомогательное судно, то атаки непосредственно с подводных лодок Германии пред­ ставляли серьезную угрозу (в таких атаках было потоплено 31 судно, большая часть во время осеннего похода «у-ботов»). К счастью, среди потопленных судов не оказалось ни одного из перевозивших войска русских добровольцев во Францию. За июль- октябрь во Францию с севера России прибыли 42594 солдата. Их до­ ставили 26 судов, выполнившие 36 рейсов (отдельные суда совер­ шали 2-3 рейса). Потерь удалось избежать благодаря тому, что вся информация о конвоях сохранялась в глубокой тайне. Немцы не зна­ ли ни маршрутов движения судов, перевозивших войска, ни време­ ни их отправки. Морское ведомство, основываясь на данных об активизации дей­ ствий немецких подлодок осенью 1916 г. «ждало с наступлением весны 1917 г. не только учащения нападений немецких подводных лодок на пароходы, но и попыток с их стороны к уничтожению важ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz